Помогут ли новые технологии в сохранении рынка недвижимости?
По данным застройщиков, в прошлые годы на сделки, оформленные дистанционно, в среднем приходилось всего около 10% продаж. Поэтому развитием этой сферы занимались в основном крупные игроки на рынке недвижимости, готовые вкладывать большие деньги в привлечение даже малого числа клиентов. Остальным хватало и обычных офисов продаж, максимум – лендинга, где покупатель мог дистанционно познакомиться с проектом и акциями по нему.
С введением карантина ситуация резко изменилась. Особенно – в столице, где перемещение по городу возможно только по спецпропускам. Но и в Санкт-Петербурге на административном уровне под угрозой штрафов закрыли офисы многих компаний, вынудив сотрудников перейти на удаленку. Кто-то оказался совершенно не готов. У кого-то в первые же дни режим работы стабилизировался.
«Уже в марте больше 50% сделок в компании пришлось на онлайн-магазин, а в апреле эта цифра достигла 100%. Но мы оказались готовы к этому,» - поделилась гендиректор агентства недвижимости ГК «КВС» Анжелика Альшаева. В этой компании работу в формате онлайн-магазина квартир начали еще в марте прошлого года, поэтому все технологии к сегодняшнему дню отработаны настолько, что сложностей с переходом на удаленный режим не возникло. Менеджеры компании готовы продать дистанционно не только жилые помещения, но и коммерческие, а также кладовые и места в паркинге. Варианты оплаты разнообразны: от 100% внесения средств до рассрочки и ипотеки.
Поддержали застройщиков и в Росреестре, и в крупных банках: Сбербанке, ВТБ и некоторых других. Там тоже уже давно развивался электронный документооборот, позволяющий минимизировать количество визитов в офис. Именно сейчас это оказалось максимально актуально.
«Сегодня возможно полностью совершить сделку дистанционно. Часть – онлайн, часть – с помощью курьера», - поделилась директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова. В их компании подобная сделка выглядит следующим образом. Покупатель выбирает понравившееся жилье и связывается с отделом продаж. Подтвердив желание совершить покупку, клиент отправляет на электронный адрес компании отсканированные страницы паспорта, СНИЛС и ИНН. Менеджер подготавливает договор, подписывает и отправляет его курьером клиенту. В случае если у клиента нет электронной подписи – то вместе с заявлением на ее выпуск. Затем подписанные уже с двух сторон документы возвращаются в офис, и менеджер отправляет их на регистрацию. Оплата – по безналичному расчету.
Как увидеть покупку дистанционно?
Квартира – это не та покупка, которую можно сделать не глядя. Поэтому многие компании столкнулись с проблемой, как показать то, что продаешь. Фотографии и даже видеообзоры – это, конечно, хорошо, но чаще всего люди хотят видеть не жилой комплекс в целом, и не чертеж планировки, а конкретную квартиру, которую они покупают.
В Группе «RBI» нашли интересный выход. Здесь, по словам президента компании Эдуарда Тиктинского, проводят индивидуальные онлайн-туры. Покупатель сам выбирает, куда отправится оператор и какие именно места в выбранных помещениях покажет.
Но такой формат удобен, если это городская недвижимость. А если коттеджный поселок или жилье в Ленобласти?
«В теории, клиент может осмотреть заинтересовавший его участок самостоятельно. Мы можем вполне это организовать», - поделился коммерческий директор компании «ФАКТ. Коттеджные поселки» Алексей Баринов, добавив, что понимает всю сложность выбора загородных объектов из-за уникальности каждого участка. Если же покупатель не может приехать и посмотреть все своими глазами, здесь по запросу ему могут записать видеопрезентацию. Покупка понравившейся земли будет проходить с помощью курьерской почты.
Если с демонстрацией жилья застройщики еще более или менее справляются, то банки для выдачи ипотеки требуют хотя бы один раз посетить офис. Только самые крупные из них могут позволить себе отправить менеджера с договором домой к клиенту. Для всех остальных наступает сложное время, когда выдача ипотечных кредитов затруднена. И это еще один фактор, кроме невозможности как следует разглядеть покупку, который будет тормозить рынок недвижимости. Поэтому, в целом, 100%-й переход на онлайн-продажи после окончания самоизоляции отвергают все.
В целом же, то, насколько пострадают застройщики, банки и покупатели жилья, будет зависеть в том числе от того, на сколько продлится карантин. Уже сейчас ходят разговоры о том, что он продлится до середины мая, а то и до лета. А это значит, онлайн-технологии будут оставаться единственным, что удерживает рынок недвижимости от кризиса. Насколько успешно? Об этом лучше всего скажут цифры майского отчета Росреестра.