Откуда берется низкая ипотечная ставка
![](http://st.kvadrat.ru/preset/bank_offer/page_image/575199e68df126.32336762.jpg)
Чтобы повысить продажи, застройщики часто анансируют низкие проценты по ипотечным кредитам, но такая скидка, как правило, оказывается не более, чем маркетинговым ходом.
Если сейчас все привыкли к ипотеке с господдержкой, которая имеет более низкую ставку (12%) за счет бюджета, то еще раньше маркетологи придумали снижение процентной ставки силами самих застройщиков.
До кризиса банки предлагали разнообразные программы, в которых могли сильно отличаться ставки, сроки кредитования и суммы первоначального взноса. Ипотека с господдержкой ограничила такие предложения и поставила довольно жесткие условия — 12% годовых и первоначальный взнос 20%. Несмотря на то, что покупателей не спрашивают об удобстве таких условий, растут и продажи у застройщиков, и объемы выдачи ипотеки.
По словам представителя ВТБ24, в ситуации, когда застройщик сам субсидирует ставки, можно достичь их снижения не более чем на 0,25%. Такая разница не является для покупателя существенной, и таким предложением невозможно обеспечить значительный рост продаж. Поэтому крупные застройщики, как правило, не предлагают таких программ.
По словам Юлии Ружицкой, регионального директора по реализации недвижимости «Группы ЛСР» на Северо-Западе, в их компании нет так называемой «маркетинговой ипотеки». То есть компания не выплачивает банку, который выдает кредит на покупку жилья в ее жилых комплексах, сумму взамен более низкой, чем обычно, процентной ставки.
На рынке недвижимости Петербурга часто встречаются маркетинговые ставки, по факту существующие только в рекламных объявлениях. Зачастую в них встраиваются акции и скидки от застройщиков.
К примеру, в компании NCC есть акция, согласно которой квартиры в ЖК «Skandi Klubb», «Gröna Lund» и «Эланд» можно купить в ипотеку по ставке 9,9% годовых в банках «Раффайзенбанк» и «Сбербанк». Однако на деле базовая ставка в этих банках — 11,5%; компания делает скидку 6% от стоимости квартиры и считает годовую ставку, учитывая эту скидку.
Похожая ситуация существует и в компании «КСК», которая предлагает ипотеку от Сбербанка со ставкой 8%. На самом деле, банк дает ипотечный кредит под стандартные 12%, а снижение ставки достигается путем включения скидки на квартиру. Как рассказали в компании, такой акцией легче выделиться на фоне конкурентов, а простая скидка на квартиру может остаться незамеченной. При этом никакого обмана нет — дольщик действительно получает кредит по более низкой ставке.
Похожая программа действует и в холдинге RBI. Совместно с банком «Санкт-Петербург» компания предлагает ипотеку со ставкой 8,5%. Аналогично с предыдущими примерами, банк выдает кредит под 12%, а остальное — это скидка застройщика. По словам директора холдинга Андрея Останина, такой инструмент действительно эффективен и является интересным предложением для покупателя.
Застройщик Normann разработал другую стратегию. В партнерстве с «Донхлеббанком» они предлагают ипотеку со ставкой от 5 до 12% в зависимости от скидки. Тому, кто берет ипотеку под 5% годовых, скидка на квартиру не предоставляется. Если же покупатель выбирает ставку 10%, то получит 2% скидки на квартиру. При ставке 11% скидка составит 5%, при 12% размер скидки будет составлять 7%. Как говорят в компании, это реальная банковская ставка, а не маркетинговая ипотека.
Хотя маркетинговая ипотека используется реже, чем более привычные акции, скидки и подарки, такой инструмент все же имеет место быть. К сожалению, сейчас банки не имеют возможности предложить клиентам более интересные программы ипотечного кредитования, как это было до кризиса.