Законодатели ужесточили правила размещения наружной рекламы на жилых домах. Отныне щиты, баннеры и иные конструкции можно вешать только с согласия общего собрания собственников. Новый порядок должен позволить владельцам квартир заработать на использовании стен и крыш их домов: сейчас распространителям достаточно договориться с управляющей компанией, которая, как правило, забирает соответствующие суммы себе.
Формально действующий с 1994 года Гражданский кодекс РФ допускает любое использование общего имущества многоквартирного дома, будь то реконструкция мансарды, размещение рекламного щита или вывески, но только с согласия всех сособственников помещений. Причем с каждым владельцем квартиры рекламораспространитель должен заключать отдельный договор, выполняя все прихоти жильцов.
Многие годы деньги от использования рекламы на петербурских домах получало ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР). Желания и права законных владельцев квартир при этом игнорировались. В 2006 году действовавшие правила были признаны незаконными: городской, а позже Верховный суд России, де-факто лишил ГЦРР права распоряжаться не принадлежащим городу имуществом.
Принятый в том же году закон о рекламе определил, что присоединение рекламных конструкций к объектам недвижимости допускается только с согласия его собственника. Местные власти (в Санкт-Петербурге это право делегировало ГУ «Городская реклама и информация») должны были лишь выдавать разрешение, проверив, в том числе, согласие собственника недвижимости.
Но неточность формулировок в законе, по мнению председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенникова, привела к злоупотреблениям. В некоторых городах органы местного самоуправления ввели понятие «рекламные площади, принадлежащие муниципальному образованию», принуждая рекламные компании платить деньги не владельцам квартир, а в местный бюджет. В других случаях договоры заключали управляющие компании, жилищные кооперативы и т.п. «При этом нарушается не только исключительное право собственников помещений в многоквартирном доме на распоряжение принадлежащим им имуществом, но и право указанных собственников на получение дохода от передачи имущества в пользование», – констатировал Павел Крашенников.
Предложенный им проект закона был принят Госдумой, а 27 сентября его подписал президент России Дмитрий Медведев. 29 сентября он вступил в силу.
Начальник юридического отдела рекламного агентства «Талер» Владимир Веселков считает, что эти поправки лишь уточняют действующее положение: «Я не вижу новизны. Просто теперь владельцы квартир могут ссылаться на конкретную норму. Другой вопрос, что не всегда жильцы активны и готовы отстаивать свои права, поэтому там, где эта норма не работала, там она и не будет работать». По его мнению, если реклама была размещена без согласия собственников, то она должна быть демонтирована.
Как удалось выяснить корреспонденту, сейчас договоры на размещение рекламы от имени собственников жилых домов чаще всего заключают управляющие компании, в том числе квазигосударственные «Жилкомсервисы». «Не зря они в позапрошлом году боролись за право управлять домами, особенно в центральных районах, – рассказал менеджер одного из рекламных агентств. – Хотя в них изношенные коммуникации, многие без капремонта – одни проблемы. Но управляющая компания по закону получает право распоряжаться общим имуществом дома, в т.ч. сдавать подвалы и чердаки в аренду, а также заключать договоры на размещение рекламы. В центре города это Клондайк!»
Руководители большинства других рекламных агентств города уклонились от официального комментария. Юристы ГУ «Городская реклама и информация» также не пожелали прояснить ситуацию.
Новый закон должен помочь самим владельцам дома получать доходы от размещаемой на нем рекламы. Но сделать это будет не так просто, так как инициативному жильцу практически невозможно самому созвать общее собрание. Ведь для этого нужно не просто оповестить всех владельцев квартир, а точно знать, кому сколько метров (а следовательно, процентов голосов) принадлежит. Такая информация есть у РЖА, в ПИБ, ГБР, но получить ее активист не сможет. А потому - либо закон не будет выполняться, либо реклама просто исчезнет с жилых домов, не принеся никому никакого дохода.
Рынок от такого «секвестирования» вряд ли пострадает: по данным исследовательской компании «Эспар-аналитик», даже до кризиса доля наружной рекламы, размещаемой на фасадах, не превышала 3-5 процентов. Сейчас ее объем уменьшился.
Павел Нетупский
P.S. Как пишет издание «Деловой Петербург», на днях суд второй инстанции принял решение в пользу ТСЖ «Олимп» (Варшавская ул., 61). Собственники считают, что теперь владелец помещения, расположенного в их доме, должен демонтировать вывески.