Подземный комплекс под площадью Восстания может появиться в 2012 году. У проекта, который обсуждался еще в советское время, появился инвестор. По предварительным оценкам, в проект готовы вложить от 500 миллионов до 1 миллиарда долларов.
Комплекс, который хотят создать в подземной части площади, должен решить транспортную проблему центра города. Но архитекторы и градостроители опасаются, что смелые идеи окончательно погубят петербургско-ленинградскую атмосферу пересечения Невского и Лиговского проспектов.
На обсуждение этого спорного проекта комитет по градостроительству и архитектуре пригласил самых именитых петербуржцев, среди которых был и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, и режиссер Александр Сокуров, и актер Андрей Толубеев. Для них пришлось изменить концепцию проведения градсовета и даже саму формулировку. Заседал ни много ни мало “общественный” градостроительный совет. Председательствовать вызвалась губернатор города Валентина Матвиенко.
“В проект подземного строительства под площадью Восстания в Петербурге могут вложить от 700 миллионов до 1 миллиарда долларов, - сообщила Матвиенко. - Появился крупный инвестор, который готов реализовать этот дорогостоящий проект от начала и до конца. Но прежде чем утвердить проект, мы проверим надежность инвестора и его готовность вложить немалые средства". “Мы готовы к тому, что проект вызовет осуждение у общественности города, - продолжила губернатор, - это будут высказывания из разряда “не читал, но осуждаю”, но эта позиция неправильная. Мы будем обсуждать проект на публичных слушаниях и внесем в проект необходимые коррективы”.
Имя того самого инвестора, о котором говорила Матвиенко, пока неизвестно. Указывается, что это собственник промышленного производства в Петербурге, который сейчас диверсифицирует бизнес и начинает заниматься крупными строительными проектами. “На площадь Восстания” он вышел через заказчика разработки архитектурной концепции компании ООО “Адитум”. Говорят, влиятельный бизнесмен выкупил долю в компании за 3-5 миллионов долларов.
Как пояснил генеральный директор компании “Адитум” Данат Булавко, инвесторы уже вложили в предпроектную разработку порядка 3 миллионов долларов. Достаточно сказать, что разработкой проекта подземного комплекса занимались крупнейшие петербургские архитекторы Сергей Чобан и Евгений Герасимов - авторы административного комплекса “Невская ратуша”. По словам Чобана, проектируемый комплекс должен занять все пространство под площадью Восстания и часть подземного “мира” под Лиговским проспектом до 2-ой Советской улицы.
Сам комплекс будет, предположительно, трехуровневым. На первом и втором расположатся торговые зоны, рестораны, рекреационные зоны и даже фонтан. На третьем - подземный паркинг на 632 машиноместа. “Это слишком мало для потребностей Петербурга”, - в один голос заявили петербургские архитекторы. “Мы можем углубить комплекс еще на 1-2 уровня для нужд паркинга, но это повлечет удорожание”, - заметил Данат Булавко.
Удорожание по сравнению с расчетной стоимостью в 450-500 миллионов долларов могут вызвать и трудности при возведении комплекса. По словам главного инженера проекта Владимира Ерошина, строительство будет идти в 3 этапа. На время работ площадь Восстания перекрываться будет частично: одна улица будет закрываться, а другая – открываться. На первом этапе строители намерены устанавливать стены в грунте по периметру будущей “ямы”. На втором (подземных работ) на площади соорудят временные эстакады, число полос которых будет таким же, как сейчас на площади.
Основным преимуществом проекта архитекторы и разработчики считают то, что после окончания работ площадь будет полностью освобождена от пешеходов. Они будут переходить площадь по подземному пространству. Для них организуют 5 входов: два от гостиницы “Октябрьская”, один от Московского вокзала и два от выходов станций метро “Площадь Восстания” и “Лиговский проспект”. Въезд в подземный паркинг будет находиться на Лиговском проспекте. По словам инженера института НИПИ ТРТИ Натальи Мининой, после того, как пешеходы “уйдут” под землю, транспортная ситуация на Восстания улучшится на 20%.
Возможно, с появлением новостроя несколько изменится и архитектурная концепция площади. Одним из вариантов, предложенных архитекторами, стало перенесение стелы “Городу -Герою Ленинграду” на площадь Мужества и возвращение на Восстания памятника Александру III работы Трубецкого. Этот монумент был убран со Знаменской площади (площадь Восстания) в 1937 году и сейчас стоит у Мраморного дворца. Однако эту идею архитекторского альянса Чобан-Герасимов градсовет не поддержал. В Смольном пообещали рассмотреть возможность такой рокировки, но ничего конкретного пока не сказали.
Вызвала сомнение общественного градсовета и сама концепция внутреннего пространства под площадью. “Нам бы хотелось, чтобы архитекторы больше ориентировались на потребности жителей, а не на интересы торговцев и не забивали площади бесконечными павильонами, - заявил вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров. - В комплексе должно быть больше открытых пространств”. Режиссер Александр Сокуров даже предложил создать некий подземный город-сад с настоящими деревьями, но его слушать не стали.
Засомневались архитекторы и насчет стеклянной стелы, которую планируют установить в центре главного атриума, в самом сердце площади. Но разработчики уверили, что строительство такого сооружения не вызовет трудностей у подрядчиков. В любом случае, о том, сколько продлятся работы, можно будет говорить только через год, когда проект пройдет все необходимые согласования. Ориентировочный срок реализации подземного “рая” для пешеходов – 2,5 - 3 года. Начать строительство могут уже в середине 2009-го.
Как прокомментировал “Фонтанке” управляющий партнер компании АРИН Игорь Горский, минимальная стоимость реализации проекта составит 450-500 миллионов. Однако, по его словам, все будет зависеть от состояния подземного пространства, которое придется осваивать, а также от оптимизации с развитием метрополитена (в 2020 году на Восстания должна появиться еще одна станция метро - “Знаменская”). Арендаторами торговых площадей в комплексе, по мнению эксперта, могут выступить торговые компании среднего класса, рассчитанные на обычного покупателя.
Пока расчетная глубина комплекса под Восстания составляет 23,5 метра. Строительство будет идти на площади в 3,3 га. Общая площадь подземной стройки составит 87 тысяч квадратных метров. Сейчас площадь Восстания - одна из самых загруженных транспортных развязок в городе. Ежедневно дороги на ней переходят около 200 тысяч пешеходов (3-6 тысяч горожан в час). На площади постоянно образуются пробки. По статистике ГИБДД Петербурга, она является наиболее аварийной. Транспортную нагрузку с нее планируют снять уже в ближайшие годы, когда закончится ремонт Обводного канала и реализация проекта “Орловский тоннель”.