В Петербурге в 2008-2020 гг будут построены 41 станция и 70 км линий метрополитена и 68 км линий наземного экспресса, объем финансирования - 415,6 млрд руб и 88,6 млрд руб
Правительство Санкт-Петербурга приняло концепцию развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта на период с 2008-2020 гг, в соответствии с которой в Санкт-Петербурге в этот период должны быть построены 41 станция, 70 км линий и 5 электродепо метрополитена и 68 км линий надземного экспресса.
Планируемый объем финансирования программ - 415,6 млрд руб и 88,6 млрд руб /в ценах января 2008 г/.
По словам председателя комитета по транспорту города Александра Дацюка, необходимость развития внеуличного транспорта обусловлена "особенностями планировки города /наличием исторического центра/, существенными диспропорциями в размещении предприятий и мест проживания граждан, отсутствием кольцевых линий и перегрузками на пересадочных станциях".
Программа развития метро предусматривает развитие по следующим направлениям: в 2008-2012 гг – Фрунзенский радиус, станция "Адмиралтейская", электродепо "Выборгское"; в 2013-2015 гг – Приморский радиус от станции "Комендантский проспект" до станции "Магистраль N31" c электродепо "Коломяжское", Красносельская-Калининская линия от станции "Черниговская" /"Московские ворота-2"/ до станции "Казаковская", строительство Правобережной линии на участке от Сенной площади /станция "Сенная-2"/ дол станции "Театральная". На период 2016-2020 гг запланирован ввод 4-го участка Правобережной линии со станцией "Нароная" и электродепо "Правобережное", участка кольцевой линии от станции "Василеостровская" до станции "Выборгская", 2-й очереди Красносельско-Калининской линии от станции "Черниговская" до станции "Большеохтинская", Красногвардейского радиуса от станции "Большеохтинская" до станции "Ржевка", 3-й очереди Красносельско-Калининской линии от станции "Большеохтинская" до станции "Ручьи".
Финансирование программы развития метрополитена будет осуществляться за счет городского и федерального бюджетов. При этом из федерального бюджета будет выделено 195,6 млрд руб /47 проц/, из городского – 220 млрд руб /53 проц/. До 2010 г доля федерального финансирования составит 20 проц, после 2010 г – финансирование будет вестись на паритетных началах.
Срок окупаемости проекта развития метрополитена, по словам председателя комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Алексея Сергеева, составит 26 лет.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко призвала комитет по транспорту и ОАО "Метрострой" ускорить строительство станций метрополитена "Спортивная-2" и "Адмиралтейская" и ввести их в 2010 г. Она также отметила, что будет добиваться от федеральных властей увеличения финансирования программы развития петербургского метрополитена. Кроме того, В.Матвиенко сообщила, что с целью эффективного контроля за ходом строительства метрополитена, город в ближайшее время выкупит 25 проц акций ОАО "Метрострой" у ООО "Управляющая компания "Метрострой". Предполагается выкупить пакет до лета 2008 г, сообщил журналистам вице-губернатор Михаил Осеевский.
ОАО "Метрострой" занимается строительством метрополитена в Санкт-Петербурге, выполняет до 95 проц всех объемов работ в строительстве, монтаже оборудования и архитектурной отделке /организационно состоит из 18 специализированных организаций/. Уставный капитал ОАО составляет 147 544 млн руб и разделен на 221 316 обыкновенных именных акций номиналом 0,5 руб и 73 772 привилегированных акций номиналом 0,5 руб. Основными акционерами являются: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом /28 проц/, ООО "УК "Метрострой" /59,5 проц/.
В концепцию включен также проект развития нового для Санкт-Петербурга вида транспорта – надземного экспресса, который будет интегрирован с сетью городского метрополитена и создаст транспортную инфраструктуру периферийных районов города.
По словам А.Сергеева, финансирование развития надземного экспресса, реализуемого по схеме государственно-частного партнерства, на весь период 2008-2020 гг из городского бюджета составит 31 проц, из федерального – 29 проц, из внебюджетных источников – 40 проц.
Проект надземного экспресса предусматривает строительство южного /от комплекса "Балтийская жемчужина" до станции метро "Обухово", с ответвлением до Пулково/ и восточного /от станции метро "Обухово" до станции метро "Гражданский проспект"/ полуколец. Ввод в эксплуатацию южного полукольца обеспечит связь жилых районов Сосновой поляны, Ульянки, "Балтийской жемчужины" с Кировско-Выборгской линией метрополитена. Восточное полукольцо свяжет южные районы с северными, минуя центр города.
Принятая сегодня концепция будет включена в разрабатываемую в настоящее время концепцию ФЦП "Развитие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2020 г"