Архитектор: Разрушение Дворцовой площади началось с подсветки Зимнего дворца
Именно с «архитектурно-художественной» подсветки Зимнего дворца началось разрушение ансамбля Невы и Дворцовой площади. Как передает корреспондент ИА «Росбалт-Петербург», такое мнение на конференции «Дворцовая площадь: проблема восприятия в историческом контексте» высказал архитектор Дмитрий Шатилов.
Затем, по его мнению, «дело» продолжили подсветка Главного штаба и Адмиралтейства. «Она годится для гастронома в Купчино, а исторические ансамбли разрушают, — убежден он, — так как блёскость, неравномерность распределения яркостей и светлот нарушают тектонический, колористический, ритмический, смысловой строй памятников».
Монферраном, Росси и Бенуа, по словам архитектора, «многое сделано для формирования глубинной перспективы площади с основных точек восприятия». Так крылья Главного штаба не симметричны: со стороны министерства парят 12 колонн, а со стороны штаба –14. Александровская колонна, купол библиотеки и арка Главного штаба зрительно выстраиваются в одну линию. Пониженный объём Капеллы зрительно удаляется.
Но, увы, «глубинные перспективы ансамбля, этого величайшего форума мира, до сих пор не охраняются». Сегодня охранные границы проводятся по принципу жилконтор — максимальной плотности памятников архитектуры, а не композиционных связей. Даже в перспективу «пешеходной видимости» могут попасть новые постройки. «Чиновники путешествуют по Европе, смотрят и навязывают нам свое восприятие», — сказал Шатилов.
Коммерческая привлекательность центра Петербурга делает его ареной противостояния культуры и бескультурья, отметил он. Разрушается композиция, созданная Захаровым и Росси. Так в зданиях Генштаба, Синода и Адмиралтейства пострадали нижние ярусы в связи с устройством ресторанов. Колесница Победы над аркой уничтожена огнём фейерверка. Разрушается здание Гвардейского штаба — работа Брюллова. «Обратите внимание на новые двери, далёкие от помпейского стиля, знатоком которого был Брюллов», — пояснил Шатилов.
Кроме того, разрушает композиционное пространство площади и «чемоданистый» объём гостиницы. А строения в центре площади и вовсе выводят ансамбль из культурного оборота. «Каток затушевывает целую историческую эпоху развития города, страны, сводя Петербург к провинции», — считает он.