В центре Петербурга появились жилые дома в современных архитектурных стилях. Некоторые из них, по уверению экспертов, уже сейчас можно считать памятниками архитектуры. Заказчиками архитектурных решений выступают девелоперы - они рассматривают стильность дома как дополнительный фактор, позволяющий повысить конечную стоимость объекта.
"При всем кажущемся разнообразии современная архитектура не вызывает удовлетворения главным образом из-за того, что архитекторы демонстрируют совершено разный уровень профессионализма, - рассуждает Владислав Шишков, руководитель ООО "Архитектурная мастерская Владислава Шишкова". - Некоторые объекты заслуживают внимания и не "взрывают" окружающую среду, а какие-то производят впечатление сделанных наспех. К сожалению, в последнее время появились здания, по архитектуре ничем не отличающиеся от ларьков, только увеличенных до гигантских размеров".
"Доминирует эклектика, но не в понимании конца XIX в., а в том смысле, что не считается дурным тоном делать то, что каждый считает нужным. Можно говорить о некотором разнообразии решений, связанных с техническими причинами и финансовыми возможностями заказчика", - говорит Александр Кицула, главный архитектор и генеральный директор архитектурного бюро "ЯК". Полная стилевая свобода господствует и в Европе тоже, но в России и Петербурге она осложняется тем, что нет внятной градостроительной политики: где можно строить и что.
В архитектурной среде нет единого мнения о том, чем застраивать центр - условно современными конструкциями в хайтековском стиле или домами "под старину". Этот вопрос остается на усмотрение заказчика. Эксперты, опрошенные "ДП", удачными решениями назвали проекты архитектурного бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры" на Шпалерной ул., д. 60, и наб. реки Фонтанки, д. 3А, при том, что первое здание абсолютно современное, а второе псевдоклассическое. Однако критики этих объектов говорят, что они нарушают сложившиеся ансамбли. Здание на Шпалерной вторгается в перспективу Смольного собора, а дом на Фонтанке перекрывает вид на Михайловский замок с противоположной набережной.
Эксперты отметили также современный дом на 10-й Советской ул., спроектированный Никитой Явейном и сочетающий разные стилевые пласты, дом на Невском, 137, от Евгения Герасимова. Об уместности этих объектов в среде тоже спорят. Но представители архитектурного сообщества, однако, соглашаются, что те ущерба эстетике не наносят, в отличие от "Монблана" и "Петровского форта", появившихся совсем недавно.
"Архитектура и идеология тесно связаны между собой. Строительство здания - это огромные деньги, поэтому оно вполне отражает вкус заказчика, - говорит Рафаэль Даянов, архитектор, директор Архитектурного бюро "Литейная часть, 91". - Наше время потомки будут оценивать по нашей архитектуре и будут говорить: "Да, было время, когда архитекторы строили какие-то стекляшечки, которые до нас не дошли...". Окружающие нас здания консервируют не только почерк мастера, но и время, в которое он живет. Поэтому за то, что мы видим, отвечают все - и архитекторы, и государство, и общество. А лучше или хуже эти творения Казанского собора, покажет время".