Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 29 марта 2012 17:32      348

В Петербурге нашли тайную комнату с кладом Нарышкиных

Находка, которая для петербургских историков и специалистов может оказаться сродни раскопкам Трои, сделана при реставрационных работах в особняке Нарышкиных. Когда строители вскрыли перекрытия, то обнаружили там «каменный мешок», где было спрятано фамильное серебро. Судя по всему, принадлежавшее одной из самых известных династий Российской империи. Оценивать стоимость клада не берутся пока даже специалисты.

Фотографии ценных вещей можно посмотреть здесь.


Как стало известно «Фонтанке», неожиданная находка была сделана случайно: вскрывая перекрытия в особняке на улице Чайковского, 29, строители наткнулись на небольшое помещение, которого не было ни на одном плане здания. Предположительно, «каменный мешок» мог быть сделан кем-то из владельцев дворца. Помещение площадью около 6 квадратных метров и высотой около двух метров было буквально набито серебряной посудой с гербом Нарышкиных. Всего, по словам источника «Фонтанки», спрятано было около 40 мешков.

Сервизы оказались настолько полными, что специалисты уже заявляют с большой долей вероятности, что аналогов в Петербурге не найти. В них все: от ложек до супниц и самоваров. В общей сложности несколько тысяч предметов. Сейчас они расположены в комнате большего размера, метров 15 на 15. Причем это помещение заполнено целиком.

На месте, по информации «Фонтанки», работают специалисты КГИОПа, полиция, сотрудники экспертно-криминалистического центра ГУ МВД. Только на то, чтобы сделать опись находок, может потребоваться несколько дней.

Прятались семейные реликвии Нарышкиных достаточно долго. Судя по найденным в той же тайной комнате газетам, на упаковку ушла большая часть 1917 года, от февраля до наступления Корнилова в июле, и даже позже.

Помимо того, что специалисты сейчас проводят работу по оценке находки, есть и еще один немаловажный нюанс. Надо установить тех, кто непосредственно нашел клад. Дело в том, что им по закону причитается половина от рыночной стоимости.

Сперва эту стоимость предстоит выяснить, затем определить круг сопричастных. Наконец, самое сложное — найти достаточную сумму в бюджете для выплат. На всю эту процедуру может уйти немало времени. По оценкам экспертов, основная сложность заключается в том, что в бюджете не заложена строка на выплаты кладоискателям. В случае с находкой в особняке на Чайковского — сумма может оказаться весьма и весьма значительной. Реставрационные работы, по информации "Фонтанки", вела компания "Интарсия".

Реконструкция дома 29 по улице Чайковского началась в сентябре 2011 года. Здание приспосабливают под Санкт-Петербургский международный центр сохранения культурного наследия, на первом этаже двухэтажного особняка разместится ресторан, а в залах на втором будут проходить культурные мероприятия, выставки, конференции и семинары, а в дворовых флигелях должны разместиться офисные и технические помещения.

Инвестором и генподрядчиком выступило ООО «Интарсия» (входит в группу «Интарсия»), которое в 2009 году в преддверии реконструкции выкупило все жилые квартиры и перевело их в статус нежилых. Проектом предполагается «повышение коньков крыш» в соответствии с заключением историко-культурной экспертизы, чтобы создать мансарды на лицевых флигелях со стороны улицы Чайковского и Друскеникского переулка. Проект согласован с КГИОП.

В «Интарсии» подтвердили информацию о найденной коллекции, но подробно говорить о ней сочли преждевременным.

Справка:

Дом Трубецкого (Нарышкиных) — федеральный памятник архитектуры. Он был построен в XVIII веке, а в 1855 и 1875–1876 годах перестраивался Гарольдом Боссе и Робертом Гедик.

На участке дома №29 по улице Чайковского с 1750-х годов находилось два дома, один из которых принадлежал прадеду Пушкина - Абраму Петровичу Ганнибалу, «арапу Петра Великого». После смерти Абрама Петровича в 1781 году участок перешёл во владение его сыновей. В 1801 году новым хозяином дома стал сенатор Иван Николаевич Неплюев, затем участок перешел к  его дочери, для которой два отдельных корпуса в 1832 году были перестроены в один по проекту К. Ф. Лемана.

17 июня 1855 года дом выкупил князь Пётр Никитич Трубецкой. Для нового хозяина архитектор Боссе перестроил здание и расширил его влево. Вскоре Трубецкой женился на Елизавете Эсперовне Белосельской-Белозерской. Эта дама пожелала устроить здесь великосветский салон, однако приобрести такую известность их дому не удалось. Мало того, из-за больших финансовых трат князь был вынужден сдавать особняк в наём. Дом снимали английский посол Непир и итальянское посольство.

В 1874 году дом приобрёл зять князя Павел Павлович Демидов (наследник огромного наследства), носивший не признанный в России титул Сан-Донато, но в следующем году он перепродал участок Василию Львовичу Нарышкину. Для Нарышкиных особняк перестраивал архитектор Гедике. Во дворе сохранялся сад, а вдоль Кирочного (ныне Друскеникского) переулка были построены новые служебные корпуса. Здесь архитектором был создан большой зал на 200-250 человек. Василий Львович Нарышкин был женат на княжне Февронье Орбелиани, его сын женился на дочери Сергея Юльевича Витте.

После 1917 года хозяева особняка уехали из России. Хранившиеся в нем культурные ценности, по официальным источникам, были в 1920 году перевезены в Эрмитаж, а часть картин - передана Русскому музею.

PS: В соответствии с законом строители, которые обнаружили клад, должны получить его половину - статья 233 Гражданского кодекса России устанавливает, что клад должен быть разделен в равных долях между собственником имущества, в котором обнаружен клад, и лицом, его обнаружившим. Однако в случае, если вещи, находящиеся в кладе, будут признаны памятникам истории или культуры, нашедший клад может претендовать только на 25 %. Сама находка, представляющая историческую или культурную ценность, должна поступить в собственность государства, а хозяину здания и работникам, нашедшим клад, будет перечислено только 50 % его стоимости, которые следует поделить между ними поровну.

PPS: В Басковом переулке в Ленинграде осенью 1981 года ребята играли в войну. «Крепость» строили из хлама, во множестве скопившегося во дворе. В ход шло всё – ящики, доски, фанера. Массивный предмет непонятного назначения, похожий на каркас самодельной мебели, в строительном отношении ребята посчитали ценной находкой. Именно из него Андрей Зеленов извлёк небольшой сверток с
девяносто четырьмя золотыми монетами десятирублёвого достоинства конца XIX – начала XX века. Как отмечают исследователи, 55 кладов и случайных находок сделано на территории Большого Петербурга за последние 200 лет. Среди находок безусловно преобладают монетные клады (35 монетных и 2 монетно-вещевых), далее по частоте следуют находки оружия, находки погребений или скелетов, различные предметы и сооружения.

Ксения Потеева,  Кира Обухова
Источник: "Фонтанка.ру"