Арт-кафе «Бродячая собака», недавно отметившее свое столетие, собираются выселить из исторического помещения на площади Искусств. Против артистического кабачка выступил совладелец подвала, которому принадлежит примерно одна пятая часть площади. Суд первой инстанции выселить кабачок отказался, однако совладелец подвала уже подал заявление на апелляцию. В комитете по культуре беспомощно разводят руками и просят прессу «вступиться за уникальное заведение».
Арт-кафе «Бродячая» собака» решило выселить из исторического подвала, признанного мемориальным, физическое лицо. Андрей Костюк, которому принадлежит 78 квадратных метров в подвале дома по Итальянской улице, 4, заявил, что кабаре, во-первых, мешает ему спокойно пользоваться занимаемыми площадями, во-вторых, вообще не может считаться историческим и имеющим культурную ценность, а уж тем более нет смысла говорить о каких-то мемориальных помещениях. Правда, Дзержинский районный суд принял 14 мая решение отказать в иске. Но заявление на апелляцию уже подано. Дата разбирательства в городском суде пока неизвестна.
Небольшой кусочек от мемориального подвала «Бродячей собаки» «отрезали» еще в 2001 году, когда по распоряжению губернатора Петербурга Владимира Яковлева был заключен инвестиционный договор с «Балтийской строительной компанией». По условиям соглашения, инвестор должен был реконструировать здание, помещения в историческом подвале площадью 342 квадратных метра передать городу, а небольшую часть, площадью 78 квадратных метров, использовать для технических нужд. Все условия «БСК» выполнила, и власти Петербурга передали подвал в безвозмездное пользование на 49 лет ООО «Бродячая собака» - для того, чтобы воссоздать на историческом месте арт-кабаре.
Девять лет у руководства кафе не было никаких проблем. Однако в 2010 году выяснилось, что при оформлении документов городу была передана доля в подвале, а еще доля принадлежит частному лицу — Андрею Ильину, бывшему юристу «БСК». Перешли к нему подвальные помещения еще в 2006 году, когда в доме создавалось ТСЖ, — юрист просто не перевел площади на баланс товарищества, а оформил в свою собственность, якобы с согласия совета директоров «БСК».
А в 2010 году эта часть подвала была продана за 23 миллиона рублей другому частному лицу, Андрею Костюку, при этом из документов таинственным образом исчезли слова «техническое помещение». И фактически новый владелец, будучи сособственником, может претендовать на любую часть кафе — главное, чтобы совпадала площадь. Себя он называет добросовестным приобретателем и утверждает, что, покупая помещение, ни о какой «Бродячей собаке» не знал. Существованием арт-кафе новый хозяин очень недоволен и на правах совладельца решил выселить заведение из занимаемого подвала.
Для руководства кафе известие о том, что часть подвала находится в частной собственности, оказалось полной неожиданностью. «Мне казалось, что, с точки зрения здравого смысла, обычной житейской логики, это невозможно, - недоумевает Евгения Аристова, директор «Бродячей собаки». - В 2010 году вносятся задним числом изменения в договор, заключенный еще в 2001 году, — для обычного человека это кажется бредом. Но с точки зрения юристов, все законно — они пишут заявления, суды их принимают, начинают разбирательства... И при этом у нас есть все шансы проиграть!»
В аппарате вице-губернатора Василия Кичеджи «Фонтанке» пояснили, что в курсе ситуации и всячески пытаются помочь историческому арт-кафе. «Мы еще 4 мая направили заявление в прокуратуру с требованием проверить законность приватизации части подвала, одновременно направила такое же заявление и «Бродячая собака». Но нам ответили, что пока оснований для возбуждения уголовного дела нет, и все обращения переправлены в аппарат Игоря Метельского», - рассказали в пресс-службе Кичеджи. В аппарате Метельского ситуацию пока прокомментировать не смогли, поскольку получили документы «буквально на днях».
Интересно, что пыталась оспорить приватизацию части подвала и «Балтийская строительная компания» - заявление о признании сделки недействительной было подано в Дзержинский суд 18 января. Но уже 5 марта суд принял решение отказать в иске — на том основании, что прошло больше трех лет с момента регистрации права собственности. По сведениям руководства «Бродячей собаки», сейчас «БСК» тоже обратилась в прокуратуру, но подтвердить эту информацию в самой компании «Фонтанке» не удалось.
Городские власти надеются, что подвал удастся отстоять. «Мы очень надеемся на то, что ситуация разрешится благополучно, - заявили в пресс-службе Кичеджи. - «Бродячая собака» - это уникальное заведение, люди действительно сумели восстановить культуру Серебряного века! Там проходят замечательные литературные вечера, театральные представления — это замечательное заведение. Единственное в городе! Его ни в коем случае нельзя закрывать». По иронии судьбы, как раз в этом году «Бродячей собаке» исполняется 100 лет, и с 13 января начался цикл мероприятий, посвященных бывшему культовому кабаре Петербурга.
Подвал «Бродячая собака» Художественного общества интимного театра был торжественно открыт в новогоднюю ночь с 31 декабря 1911 года на 1 января 1912 года. В этот вечер в артистическом подвале собрались Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Константин Бальмонт, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Мандельштам, Георгий Иванов, Илья Сац, Сергей Маковский — словом, цвет артистического Петербурга.
При открытии было решено проводить в «Бродячей собаке» по средам и по субботам особые собрания. Проходили здесь и исполнительские вечера с разработанной программой, о которых приглашенным сообщалось особыми повестками. Один из первых таких вечеров правление решило посвятить 25-летию поэтической деятельности Константина Бальмонта, в ночь с 16 на 17 января прошел вечер, посвященный двадцатилетнему творческому юбилею актера Александринского театра Ю.М. Юрьева. Некоторые вечера были целиком музыкальными, другие — драматическими или поэтическими. Так, 2 февраля 1912 года, в четверг, состоялся концерт, на котором исполнялись произведения Грига, Аренского, Ильи Саца. Постепенно складывались традиции «собачьего» быта. Над входом в подвал появился герб заведения: сидящий бродячий пес, положивший лапу на античную маску. Этот геральдический щит собственноручно расписал Мстислав Добужинский. В 1914 году в "Бродячей собаке" состоялись первые публичные выступления в Санкт-Петербурге А. Вертинского, здесь он впервые примерил костюм Пьеро. Однако весной 1915 года кабачок «Бродячая собака» по распоряжению петроградского градоначальника, генерал-майора князя Оболенского, был закрыт за незаконную торговлю спиртными напитками во время «сухого закона», введенного с началом войны. Правда, по одной из городских легенд, кабак закрыли из-за драки, которую устроил Владимир Маяковский.
Идею возрождения «Бродячей собаки» высказал в 1986 году замдиректора Михайловского театра Владимир Склярский. Первые субботники по расчистке подвала, превращенного в бомбоубежище. были проведены в конце 1980-х годов — силами театра-студии «Гун-Го», «Формального театра», «Комик-треста», а также школьников из гимназии при Русском музее и студентов театральных вузов. В 1991 году по заявке Конгресса соотечественников в подвале прошел первый вечер памяти «Бродячей собаки». В 2001 году городские власти заключили инвестконтракт с «Балтийской строительной компанией» - инвестор получил право реконструировать историческое здание, с условием обязательной передачи подвала «Бродячей собаки» в собственность города. В январе 2012 года по ходатайству Василия Кичеджи было принято решение занести «Бродячую собаку» в "красную книгу" Петербурга.