В 2022 году началась реставрация фасадов первых 35 многоквартирных домов – объектов культурного наследия по программе КГИОП.
В эту программу входят наиболее сложные, насыщенные декором многоквартирные дома-памятники. Цель программы – максимально восстановить их исторический облик.
Средства заложены в городской бюджет по поручению Губернатора Санкт‑Петербурга Александра Беглова.
Первый объект программы – памятник регионального значения «Бывш. дом Бутурлиной».
Проектная документация была разработана и согласована КГИОП в 2020 году на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Особняк был построен в 1856-1860-х годах для статс-дамы Елизаветы Михайловны Бутурлиной по проекту архитектора Гаральда Эрнестовича Боссе.
В 1878 году дом находился в собственности супруги графа П.С. Строганова – графини Анны Дмитриевны Строгановой, урожденной Бутурлиной.
С 1880 до 1881 года особняк принадлежал графу И.А. Шувалову, затем им владела Надежда Михайловна Половцова - жена выдающегося государственного и общественного деятеля, государственного секретаря А.М. Половцова.
В 1896 году дом перешел по купчей в полную собственность Австро-Венгерского посольства, которое размещалось на Сергиевской улице, очевидно, до 1914 года. В первые дни после начала Первой мировой войны здание горело во время разгрома посольства.
После 1917 года в доме временно проживали солдаты-военнопленные.
В начале 1930-х годов, после ремонта, его превратили в многоквартирный жилой дом. Во время Великой Отечественной войны здание значительно пострадало.
Период строительства здания - эпоха историзма и зарождающейся эклектики, когда архитекторы использовали в своем творчестве т.н. «исторические» стили, в том числе стиль «барокко» или, точнее, «необарокко» (псевдобарокко).
Фасад насыщен богатым лепным декором в виде композиций во фронтонах, в оформлении сандриков, оконных проемов, капителей колонн.
Выразительность пластических форм фасада особняка позволяет отнести его к числу ярких примеров необарокко.
На фасаде установлена гранитная мемориальная доска жившему здесь с 1938 по 1983 гг. начальнику Краснознамённой местной противовоздушной обороны Ленинграда генерал-майору Емельяну Сергеевичу Лагуткину (1900 – 1983).
Проектом предусматривается восстановление первоначального цветового решения фасадов на основании архивных данных, результатов петрографических и стратиграфических исследований.
Документальным основанием для этого, в том числе, служит авторский акварельный чертеж здания Гаральда Боссе 1857 года (хранится в Научно-исследовательском музее Академии художеств. На нем запечатлено бежевато-охристое колористическое решение главного фасада без выделения элементов ордерной системы каким-либо контрастным цветом.
Пробы, взятые при лабораторном обследовании образцов штукатурки, также обнаружили в первоначальном красочном слое светло-бежевый цвет.
Проведенный анализ других построек, возведенных по проектам архитектора Г.Э. Боссе, свидетельствует о преобладании в его творчестве монохромных решений фасадов, близких к бежевому и песочному цветам. Таковы, в частности, фасады великокняжеской Михайловской дачи на южном берегу Финского залива, фасады особняка Кочубея на Конногвардейском бульваре, собственный дом архитектора на 4-й линии В.О., здание Биржи в Риге и многие другие.
Бежево-охристая окраска здания существовала весь период истории этого здания, сменившего несколько владельцев, с 1860 по 1917 г. - свыше полувека, а затем и в советское время, вплоть до восстановительного послевоенного ремонта.
Окраска стен дома в бирюзово-зеленоватый колер с выделением белым колером архитектурных деталей связан с послевоенным периодом жизни этого здания. Пережившее серьезные разрушения лицевого корпуса в годы Великой Отечественной войны, когда были утрачены и художественные интерьеры бельэтажа, здание было тщательно восстановлено.
Тогда здание и было окрашено как пример постройки необарочного стиля. Здесь нет никакой взаимосвязи с творчеством Растрелли и Боссе. Этот же принцип выделения на ярком фоне стен архитектурных деталей белой краской был использован и на других здания барочного стиля, включая Строгановский дворец, дворец князей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, а также бывшие частные дома в центральной части города. Это был шаблонный подход того времени.
Металлические решетки ограждения террасы и балконов 3-го этажа не исторические – они собраны при ремонте фасада в 1960-1980-х годах из повторяющихся копий фрагментов решеток. По историческим фотографиям видно, что исторические решетки ограждений имели индивидуальный рисунок, увязанный с архитектурным решением фасада.
Металлические решетки восстанавливаются в полном соответствии с иконографическими материалами.
Воссоздается в том числе и центральная секция ограждения террасы с вензелем владелицы здания Елизаветы Михайловны Бутурлиной. Вензель разработан на основании исторической фотографии 1906 года и аналогов геральдического изображения графской короны.
Использована копия авторского акварельного чертежа Г.Э. Боссе (1857 г.) из издания «Гаральд Боссе. Архитектурное и графическое наследие. К 200-летию со дня рождения». – СПб., Издательство «ПАЛАЦЦО», 2012. – 224 с.
***
Напомним, что, начиная с 2014 года, после внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, во всей стране была введена новая система капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах (фасады, крыши, фундаменты, инженерные сети, лифтовое оборудование и др.), независимо от наличия у них статуса памятника.
В Санкт‑Петербурге работы выполняются в рамках Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 18.02.2018 № 84, финансируемой за счет средств государственной поддержки и средств фонда капитального ремонта.
Заказчиком работ по капитальному ремонту общедомового имущества в Санкт‑Петербурге является НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
В Региональную программу включены все 22165 многоквартирных домов (за исключением аварийных) вне зависимости от наличия либо отсутствия статуса объекта культурного наследия (ОКН).