Итоги 1 квартала 2022 года в сегменте стрит-ритейла: вакансия подросла
Аналитики компании Maris подвели итоги 1 квартала 2022 года в сегменте стрит-ритейла Петербурга.
По итогам первого квартала 2022 объем вакантных площадей демонстрировал незначительное увеличение +0,2 п.п., и средний уровень вакансии составил 9,7%.
Максимальное увеличение объема вакантных площадей произошло в торговой зоне Литейного проспекта (+4,5 п.п.) и улицы Рубинштейна (+4,1 п.п.). В торговых зонах Большой Конюшенной и Садовой улиц также наблюдался рост числа вакантных помещений (по +2,5 п.п. в каждой зоне, соответственно).
Следует отметить, что на главном торговом коридоре города – Невском проспекте – число пустующий торговых площадей сократилось на 1,7 п.п. Вакансия в данной зоне опустилась до отметки 9,6%. Относительную стабильность заполненностью арендаторами демонстрировали торговые зоны Большого проспекта П.С., улицы Восстания и Белинского.
Динамика объема вакантных площадей
Источник: Maris
Основными направлениями развития street retail на основных торговых коридорах являются торговля и заведения общественного питания. В структуре арендаторов наибольшую долю занимают арендаторы сферы торговли – около 47% (–1 п.п. к 2П 2021), на сферу общественного питания – 32% (–1 п.п. к 2П 2021). На предприятия сферы услуг приходится 9%.
По итогам первого квартала 2022 года увеличение объема вакантных площадей происходило, главным образом, за счет закрытия предприятий общественного питания (45%), fashion-операторов (25%), ритейлеров FMCG-сектора (10%).
Наибольшее число предприятий общественного питания в первом квартале закрылись на улице Рубинштейна и улице Восстания (по 4 заведения, соответственно). По числу открытий новых предприятий общественного питания в анализируемом периоде лидировала торговая зона Невского проспекта (+4 заведения).
По оттоку fashion-операторов в 1 квартале на первом месте оказалась торговая зона Большого пр. П.С. (закрылись 3 торговые точки). Закрытие магазинов не являлось индикатором снижения интереса к данной торговой зоне со стороны fashion-операторов: Большой пр. П.С. также лидирует и по числу вновь открывшихся магазинов одежды, обуви и аксессуаров (+3 торговые точки).
В целом 1 квартал 2022 отличался невысоким уровнем активности со стороны новых арендаторов. При этом следует отметить расширение торговых площадей некоторыми операторами на центральных торговых коридорах, что и привело к сохранению объема вакантных площадей практически на прежнем уровне.
Особенностью начала года на рынке встроенных торговых помещений стало увеличение числа магазинов электронных сигарет, кальянов и курительных смесей, размещающихся на центральных торговых коридорах (Невский пр. – +3 точки, ул. Восстания и Большой пр. П.С. по 1 заведению).
По итогам первого квартала 2022 года, число закрывшихся предприятий превысило число открывшихся на 14%.
Снижающиеся показатели ротации арендаторов свидетельствую о низком уровне деловой активности на рынке встроенных торговых помещений Санкт-Петербурга. Так, если не принимать во внимание значения допандемийного 1 квартала 2020 года, когда данный показатель достигал уровня 5,6%, в 1 квартале прошлого года он составлял 1,8%. По итогам 1 квартала текущего – лишь 1,3%. Максимальная активность арендаторов в первом квартале 2022 года наблюдалась на ул. Восстания – 3,5% (против 2,1% в 1 квартале 2021). Уровень ротации арендаторов на Невском проспекте в первом квартале зафиксирован на отметке 1,5% (против 2,3% в 1 квартале 2021).
Структура открывшихся и закрывшихся точек по сферам деятельности
Источник: Maris