29 ноября 2021 13:20
677
«Участок Шлиссельбургского тракта с лицевой фоновой застройкой» включен в реестр региональных памятников
Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова достопримечательное место «Участок Шлиссельбургского тракта с лицевой фоновой застройкой» (поселок Усть-Ижора, в границах между домовладениями по адресам: Шлиссельбургское шоссе, д. 169 - д. 251) включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.
В марте 2020 года рабочая группа Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга поддержала предложение придать территории в устье реки Ижоры статус достопримечательного места и включить сохранившиеся исторические здания в предмет его охраны – сохранившаяся историческая застройка и замощенная булыжником дорога представляют ценность не по отдельности, а как целостная историческая среда.
26 июня 1727 г. по указу императора Петра II началось строительство почтовой дороги до Шлиссельбурга. Она брала начало в лесистой местности южнее Александро-Невской лавры и шла вдоль р. Невы.
Путь, соединивший Петербург с Архангельском, был проложен через Шлиссельбург, откуда получил свое название – Шлиссельбургский тракт. В его состав вошел отрезок пути XV в., проходивший по территории поселка Усть-Ижора. Дорожное полотно тракта было вымощено булыжником.
По Шлиссельбургскому тракту перевозился кирпич с местных заводов на строительство Петербургской и Кронштадской крепостей и для гражданского строительства в Санкт‑Петербурге.
В XVIII в. застройка вдоль тракта оставалась деревянной, первые каменные постройки здесь появились только в 1830-1840-х годах.
В 1853 г. по указу императора Николая I в поселке Усть-Ижора вдоль Шлиссельбургского тракта развернулось строительство образцовых домов по специально разработанному проекту «для казенных селений».
Ко второй половине XIX в. в Усть-Ижоре находились сельское училище, шесть харчевен, шесть постоялых дворов, одиннадцать мелочных лавок, одна табачная, одна кожевенная, один винный погреб и три питейных дома.
Застройка Шлиссельбургского тракта продолжала оставаться деревянной. Исключение составляло лишь несколько каменных двухэтажных домов. Строительство кирпичных домов в центральной части села и по Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы началось со второй половины XIX века.
До начала Великой Отечественной войны в Усть-Ижоре сохранялась историческая планировка. В годы войны вдоль берегов Ижоры проходил рубеж обороны Ленинграда. В это время советскими войсками была взорвана колокольня церкви святого Благоверного князя Александра Невского, служившая ориентиром для противника.
На территории Усть-Ижоры расположен наиболее хорошо сохранившийся отрезок исторической трассы, имеющий на большом протяжении историческое булыжное мощение. Вдоль дороги сохранилось множество исторических зданий и сооружений, включая объекты культурного наследия федерального значения «Церковь святого благоверного князя Александра Невского» и «Обелиск в память народного ополчения во время русско-шведской войны в 1788-1790 гг».
Особую ценность дороге придает наличие исторического булыжного мощения. В сочетании с исторической застройкой поселка Усть-Ижора и церковью Александра Невского Шлиссельбургский тракт образует аутентичный фрагмент провинциального поселкового ландшафта, сохранившего архитектурные и градостроительные черты XVIII – начала XX вв.
Ранее звучали опасения за сохранность булыжной мостовой в связи с тем, что под охрану в качестве достопримечательного места берется часть бывшего Шлиссельбургского тракта. В действительности в реестр включен наиболее сохранившийся участок тракта — где до сих пор существует не только булыжник, но и фронтальная застройка – планировка и дома, возведенные по проекту 1860-х годов.
Источник: Квадрат.ру