Над Московским может вознестись «стремянка» путепроводов ВСД
Над Московским проспектом может появиться не один путепровод в составе Восточного скоростного диаметра, а два, причем друг над другом. КГИОП, впрочем, пока эту идею не одобрял, но и не накладывал вето.
Строительство первого участка Восточного скоростного диаметра от ЗСД до Витебского проспекта началось в марте. На своем пути он должен пересечь Московский проспект. Облик проспекта защищается законом о зонах охраны, и потому изначально предполагалось, что эстакада ВСД пройдет вровень с соседнем железнодорожным путепроводом сталинских лет (возведен в 1955 году), чтобы не изменить перспективу. Такой проект, разработанный АО «Институт „Стройпроект“», утвердила экспертиза и именно на него в марте АО «Западный скоростной диаметр» получило разрешение на строительство.
Тем временем на сайте «Стройпроекта» появилась новая картинка пересечения ВСД с Московским проспектом. На ней диаметр нависает над проспектом уже не одной эстакадой, а двумя, расположенными друг над другом в виде лестницы. Предполагается, что по нижнему уровню машину поедут в одну сторону, а по верхнему — в другую.
Как пояснял «Деловому Петербургу» гендиректор «Стройпроекта» Алексей Журбин, двухъярусный вариант призван сохранить часть промзоны «Электросилы», находящейся в собственности ОАО «Силовые машины», поскольку сужает проезжую часть ВСД в два раза. По словам господина Журбина, у КГИОПа, который ответствен за исполнение закона о зонах охраны, «вроде претензий нет».
В самом КГИОПе это заявление не подтвердили и не опровергли. Начальник управления зон охраны Екатерина Козырева сообщила «Канонеру», что «в настоящее время проект, включающий двухъярусную развязку через Московский проспект, в КГИОП на рассмотрение не поступал, в связи с чем дать оценку возможности такого проектного решения не представляется возможным». Чиновница отметила, что документация в теории должна обеспечивать «сохранность объектов культурного наследия и их исторической среды».
«Канонеру» неизвестно о том, чтобы против двухъярусной эстакады проводились какие-либо градозащитные акции. Член совета по сохранению культурного наследия, зампред городского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кононов обещал ознакомиться с материалами «Стройпроекта», после чего сформировать позицию общества.
Профессор кафедры истории и теории архитектуры Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Владимир Лисовский заявил «Канонеру», что появление двухъярусной эстакады в этом месте «конечно, не допустимо, но возражать против нее кардинальным образом вряд ли кому удастся», учитывая, насколько важен для города Восточный скоростной диаметр. Вместе с тем он бы предпочел, чтобы проектировщики вернулись к уже согласованному варианту.
Член градостроительного совета Владимир Линов полагает, что в теории транспортные объекты «могут изменить исторический облик не в худшую сторону, они вносят современную ноту в застройку». «В данном случае речь идет о Московском проспекте, который почему-то многими считается в целом на всем пространстве выдающимся памятником архитектуры. С моей точки зрения, ничего выдающегося там нет, это довольно угрюмый, тяжеловесный стиль, довольно банальное, простое пространство», — пояснил «Канонеру» господин Линов.