Бронзовым скульптурам быков, стоящим перед проходной Мясокомбината имени Кирова на Московском шоссе, 13, ищут хозяина. Это происходит на фоне предложения перенести их на Обводный канал. А недавно одному из животных вернули потерянный хвост.
Два парных быка были отлиты из бронзы в 1820-х годах. Их автор — скульптор Василий Демут‑Малиновский. Поначалу они стояли на Московском проспекте перед Скотопригонным двором. Как рассказал «Канонеру» архитектор Никита Явейн, в то время скульптуры имели аллегории на тему объектов, рядом с которыми они располагались: «Если было Адмиралтейство, там были статуи Европы, Африки, Америки. Правда, потом их убрали».
В сентябре 1936 года быков перенесли к проходной созданного тогда же Мясокомбината имени Кирова, который стал преемником Скотопригонного двора. Новое предприятие расположилось на Московском шоссе, 13. В последнее время ведется застройка мясокомбината жильем, но быки сохраняются. После того как в 2019 году улицу Ленсовета удлинили до новой улицы Федора Котанова, изваяния XIX века стали своеобразными пропилеями пути к новостройкам.
В свое время ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“» Никиты Явейна предложило вернуть быков к Скотопригонному двору. Связано это было с тем, что внутренняя территория этого двора должна быть застроена жильем. Соответствующий проект «Студия 44» разработала по заказу ООО «Формат» (поначалу за этой компанией стоял казахстанский фонд Meridian Capital, теперь — группа Legenda).
На историческом месте на Московском проспекте быков не поставить: там слишком узкие тротуары, из-за чего они не вместят массивные гранитные постаменты. На проектных иллюстрациях жилого дома для «Формата» животные рисовались перед въездом в подземный паркинг со стороны Обводного канала, а сам въезд архитектурно предложено оформить похожим на главный вход Скотопригонного двора.
Недавно КГИОП издал распоряжение об утверждении охранного обязательства на быков. При этом в документе не указывается, кто стал хозяином бронзовых скотин. Как пояснил сегодня «Канонеру» официальный представитель комитета, правообладатель в обязательстве действительно не указывается, но сама бумага направляется ему для исполнения. В то же время пока отправить документ некому: «В настоящее время продолжается урегулирование вопроса в части определения правообладателя объекта».
Что касается идеи Никиты Явейна поселить старинные скульптуры на Обводном канале, то КГИОП сообщил следующее: «Вопрос о перемещении объекта может быть рассмотрен при наличии достаточных оснований и выводов по результатам государственной историко-культурной экспертизы». Такой экспертизы пока нет. Как только она поставит в комитет, он ее рассмотрит.
Как показывает практика, памятники монументального искусства вполне могут быть перемещены. Так, в Московском парке Победы в 2003 году «переехали» «Братья по оружию». Не против КГИОП и переноса ценных конструкций, например, поворотного круга Варшавского вокзала, который с 2017 года входит в состав коллекции Музея железных дорог России в Библиотечном переулке, 6, корпус 2.
Несмотря на отсутствие хозяина, недавно южному быку вернули исчезнувший хвост. Прежде вместо него была деревянная затычка. Кто выполнил эти работы, оперативно выяснить не удалось. А в 2017 году обоих зверей покрасили зеленой краской, причем, как сообщал КГИОП, незаконно. Очевидцы намекали, что косметический ремонт совпал с началом строительства жилых домов группой Seven Suns Development (они были сданы в 2019 году).
Декабрь 2019 года:
Фото Дмитрия Ратникова