Путепроводы Оранэлы в Ломоносове стали выявленными памятниками
Три путепровода Ораниенбаумской электрической линии в Ломоносове включили в список выявленных памятников. Один из них действующий, два других никогда не использовались.
Ораниенбаумская электрическая линия, или Оранэла, — первая в Российской империи линия электричек. Она была запущена в 1915 году. До революции удалось открыть участок от Нарвских ворот до Привала (так именовался север Ульянки), чуть позже — до Стрельны. В общей сложности эксплуатировалось 25 километров путей из 66.
До Ориенбаума (Ломоносова), несмотря на название, ветка так и не дошла. Хотя насыпь со всеми необходимыми сооружениями была сделана. Более того, там лежали рельсы. Но в 1920-х их демонтировали, а затем увезли в Азербайджан.
«Канонер» предложил КГИОПу включить сохранившиеся сооружения Оранэлы в список выявленных памятников. Это три моста — над рекой Красненькой под путепроводом проспекта Стачек, над рекой Кристателькой восточнее станции Университетской в Петергофе и над безымянным ручьем возле парка усадьбы Мордвиновых в Мартышкине (район Ломоносова), а также три путепровода в Мартышкине.
Сегодня «Канонер» получил распоряжение комитета, в котором говорится, что под охрану решено взять только путепроводы. Это ныне действующий автомобильный мост над Балтийской железной дорогой в створе улиц Жоры Антоненко и Связи (по нему изначально планировалось пустить Оранэлу, а не машины), а также два неэксплуатируемых сооружения вдоль улицы Дюма там же в Мартышкине — на оси улицы Шишкина и на оси улицы Немкова.
Переправы над реками и ручьем решено под охрану не брать.
Путепровод в створе улиц Жоры Антоненко и Связи (июль 2013 года):
Путепровод возле улицы Дюма на оси улицы Шишкина (ноябрь 2019 года):
Путепровод возле улицы Дюма на оси улицы Немкова (ноябрь 2019 года):
Фото Дмитрия Ратникова