«Теорема» хочет снять с охраны Полюстровскую подстанцию на Пискаревском
Группа «Теорема» инициировала процедуру снятия с охраны Полюстровской подстанции на Пискаревском проспекте, 4. Ранее владелец структуры намеревался снести ее ради газона.
Полюстровская подстанция была построена в 1916 году (автор проекта — гражданский инженер Александр Ламагин) для второй очереди петербургского трамвая. Она стала последней трамвайной подстанцией, введенной в Петербурге до революции. Здание оформлено с использованием приемов классической архитектуры, но в связи с упразднением Елизаветинской улицы, на которую оно выходило, весь декор остался со стороны двора. На Пискаревский же обращены утилитарные фасады.
В 2017 году «Канонер» рассказывал, что здание находится в ведении Горэлектротранса и продолжает использоваться по назначению. Но его планируется обменять на новую подстанцию на улице Жукова, 3, которую хотело построить ООО «Жилой комплекс „Полюстрово“», структура управляющей компании «Теорема». Глава «Теоремы» Игорь Водопьянов в свою очередь говорил «Канонеру», что намерен снести старинный объект ради «пустого места», а именно газона.
В декабре 2018 года Полюстровскую подстанцию признали выявленным памятником. Господин Водопьянов, узнав об этом, поделился с изданием своим возмущением по поводу ситуации. По его убеждению, статус не спасет здание, ведь в этом случае оно станет никому не нужным.
В 2019 году упомянутая фирма «Жилой комплекс „Полюстрово“» заказала историко-культурную экспертизу, чтобы охранный статус был с подстанции снят. Ее выполнило ООО «Добрый город», а конкретно эксперт Тамара Егорова. Она, как и Игорь Водопьянов, уверена, что памятником подстанция стала зря.
Один из главных аргументов связан с военной историей: «Можно с уверенностью утверждать, что в знаменательном и важном для блокадного города событии — пуске трамвайного движения, осуществленном в Ленинграде весной 1942 г. (8 марта и 15 апреля), — подстанция им. Ленина (бывш. Полюстровская) не участвовала». К чему госпожа Егорова вспомнила о блокаде, непонятно.
Автор заказной экспертизы пишет, что здание «претерпело значительные изменения» после войны, когда со стороны Пискаревского проспекта к нему пристроили новые объемы. «В условиях современной градостроительной ситуации объект экспертизы утратил свое первоначальное градостроительное значение», «не играет значительной градостроительной роли» и «представляет собой здание утилитарной архитектуры нач. XX века», утверждает Тамара Егорова.