Согласно исследованию Colliers International, самыми активными арендаторами в торговых центрах в 2018 году стали fashion-операторы. В результате новых открытий, расширения площадей и обновления форматов доля занятых ими торговых площадей в ТЦ за прошлый год составила 40% (по объему площадей, без учета заведений общепита). Второе и третье место заняли сегменты развлечений и товаров для детей с долей 17% и 13% соответственно.
Бренд
|
Сегмент
|
Страна
|
Где открыт
|
Занимаемая площадь, м2
|
Victoria’s Secret
|
Fashion
|
США
|
ТРЦ «Галерея»
|
750
|
Undiz
|
Fashion
|
Франция
|
ТРК «Мега Парнас»
ТРЦ «Галерея»
|
98
180
|
I Am Studio
|
Fashion
|
Россия
|
ТРЦ «Галерея»
|
89
|
Hublot
|
Fashion (часы и аксессуары)
|
Швейцария
|
ДЛТ
|
26
|
Sephora
|
Красота и здоровье
|
Италия
|
ТРЦ «Галерея»
|
380*
|
DeFacto
|
Fashion
|
Турция
|
ТРК «Радуга»
|
1 000
|
Erborian
|
Красота и здоровье
|
Франция
|
ТРЦ «Галерея»
|
21
|
EGLO
|
Товары для дома
|
Австрия
|
ТРЦ «Охта Молл»
|
340
|
|
|
|
|
|
|
По итогам 2018 года fashion-сегмент лидирует также и по числу новых брендов в своем составе – в торговых центрах Петербурга открыли свои магазины пять из восьми новых для Северной столицы ритейлеров модной одежды и аксессуаров. Остальные три бренда представляют сегменты «красота и здоровье» и «товары для дома».
Уход ряда крупных ритейлеров с рынка сопровождался экспансией других. Так, Leroy Merlin расширила присутствие в сегменте DIY, поглотив сеть K-Rauta; безусловный лидер рынка электроники и бытовой техники «М.Видео» завершил объединение с «Эльдорадо», выкупив все точки MediaMarkt; X5 Retail Group открыла на месте приобретенных супермаркетов «О’Кей» магазины под брендом «Перекресток».
На фоне отсутствия ввода новых качественных проектов число свободных площадей в сегменте классических торговых центров Петербурга снизилось к концу 2018 года на 2,1 п.п., до 3,1%. При этом в наиболее качественных ТЦ вакансия стремится к нулю пятый год подряд. Общее предложение торговых площадей в городе пополнилось лишь специализированными центрами, среди которых мебельный центр «Богатырь» в Приморском районе (GLA 40 200 кв. м) и вторая очередь аутлета в бутиковом городке Outlet Village Pulkovo на Пулковском шоссе (GLA 6 700 кв. м).
Новой тенденцией 2018 г. стало формирование в Петербурге рынка фуд-холлов – гастрономических пространств, которые объединяют под одной крышей различные концепции ресторанов и супермаркетов. В 2018 году о создании таких пространств в Северной столице заявили торговые комплексы «Владимирский пассаж» и «Сити Молл». В зависимости от занимаемой площади и концепции фуд-холлы и фуд-парки могут вмещать до тридцати резидентов, которые предлагают посетителям ТЦ интересно провести время и отведать блюда авторской кухни на общей для проекта территории. Так, фуд-холлы могут объединять тематические кафе и рестораны, пекарни, пивоварни, сыроварни, фермерские уголки, а также пространства для кулинарных мастер-классов, творческие студии и корнеры с сопутствующими товарами.
По словам Ирины Царьковой, директора департамента торговой недвижимости Colliers International, современные центры будут все больше ориентироваться на то, чтобы становиться для своих посетителей местом не только для шоппинга, но и досуга. «Рынок ритейла очень подвижен, и на первое место сегодня все чаще выходят эмоциональные потребности клиента. В ответ торговые центры предлагают разнообразные концепции эргономики пространства, повышают уровень обслуживания, создавая привлекательные условия для посетителей и ритейлеров, в том числе и для таких новых для рынка Северной столицы якорных арендаторов, как фуд-холлы», – отмечает она.