Императорская железнодорожная ветка в Пушкине не попала в список памятников
КГИОП решил не включать в список выявленных памятников сооружения Императорской железнодорожной ветки в Пушкине и Александровской. Это опоры мостов, разбросанные по разным концам.
В 1895 году была построена ветка от станции Александрвской до Царского павильона (Александровский проспект, 35б). Подъезд осуществлялся со стороны Гатчины, и чтобы доехать из Царского Села в Петербург, поезду с императором приходилось менять направление в Александровской. Ветка сохранилась посейчас и используется как подъездной путь к заводу «София» (Павильон Урицкого, 1), возникшему на месте бывших паровозно-вагонных сараев Императорской ветки.
На пути следования сохранился мост через Кузьминку. Он однопролетный арочный с полуциркульной перемычкой. Фасады облицованы натуральным камнем — известняком и гранитом, арка выложена веерной кладкой. Сейчас переправа находится в хорошем состоянии.
В 1897–1898 годах была построена вторая ветка — от Царского павильона на север. Она была необходима, чтобы поезд не заезжал в Александровскую при движении в Петербург и обратно. От ветки остались две руинированные опоры моста через Кузьминку, оказавшиеся в воде после создания Верхнего Кузьминского водохранилища. Опоры сложены из известняка и гранита, сохранились участки штукатурной отделки и карнизов.
Третья железнодорожная ветка, получившая название Императорская, была сооружена в 1899–1902 годах. Она представляла собой самостоятельный путь от специального павильона у Витебского вокзала (Загородный проспект, 52, литера Р) до Царского павильона. На этой трассе расположены три руинированных моста — восточнее Кузьминского кладбища, на территории Буферного парка напротив дома 5 по Детскосельскому бульвару и в конце Песочной улицы. Первый был над рекой Кузьминкой, остальные — над дорогами. Во всех случаях остались по две руинированные опоры, причем на Песочной они превращены в ворота садоводства.
«Канонер» предложил КГИОПу взять сооружения под охрану в качестве выявленных объектов культурного наследия. В ходе проведения исследования комиссия ведомства не нашла в них ценности. «Мосты Императорской ветки представляли собой сооружения утилитарного назначения, не имели уникальных конструктивных особенностей и архитектурно-художественного решения. Императорская ветка, безусловно, обладала мемориальной ценностью, однако в настоящее время она практически полностью утрачена. Уцелевшие фрагменты инженерных сооружений не обладают собственной мемориальной ценностью», — говорится в заключении по результатам изучения.
Интересно, что против вывода об отсутствии ценности выступил Рафаэль Даянов. А Борис Кириков отказался подписывать бумагу. Еще один член комиссии Никита Явейн не участвовал в голосовании; скорее всего, это связано с конфликтом интересом: его ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“» для ООО «Медиаресурс», входящего в группу «Колвэй», разработало проект планировки территории, где находится один из мостов. Впрочем, ранее господин Явейн говорил «Канонеру», что первая очередь проекта не коснулась водохранилища, а потому на данном этапе будущее императорского моста и насыпи не обсуждалось.
Сохранившийся путь в Александровской (июнь 2017 года):
Мост в Верхнем Кузьминском водохранилище (июнь 2017 года):
Мост через Кузьминку восточнее Кузьминского кладбище (сентябрь 2017 года):
Мост в Буферном парке (сентябрь 2017 года):
Мост в конце Песочной улицы (сентябрь 2017 года):
Фото Дмитрия Ратникова