Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 14 мая 2015 19:12      314

Как освоить по 30 млн за 12 дней

Георгий Полтавченко считает, что систему управления платными парковками в Петербурге стоимостью 33 млн рублей можно создать за 10 – 12 дней. Об этом он сообщил депутату Алексею Макарову, поясняя, каким образом подрядчики Смольного уложились в такой короткий период. На самом деле, выяснила «Фонтанка», работы вышли за пределы этих бумажных сроков. Тем временем на днях решилась главная проблема этого проекта. Систему зарегистрировали в реестре ГИСов и уладили вопрос с передачей прав сторонних разработчиков ПО.

Губернатор Петербурга 8 мая направил депутату Заксобрания Алексею Макарову ответ на его запрос о проблеме введения платных парковок в центре Петербурга. В письме Полтавченко, помимо прочего, содержится любопытное суждение. Оно заключается в том, что для создания системы управления платными парковками стоимостью 32,9 млн рублей вполне достаточно 10 дней. И нет ничего удивительного в том, что подрядчик, компания ООО «НТЦ Измеритель», уложилась в эти сроки, так как имеет большой опыт подобных работ в других городах, в частности в Москве.

«При объявлении конкурса ожидалось, что участие в нем примут компании, уже имеющие опыт создания систем управления платными парковками в других регионах России, а также имеющие готовые технические решения, — пишет губернатор. — В случае заблаговременного ознакомления потенциальных участников конкурса с действующими государственными информационными системами Санкт-Петербурга и законодательством Санкт-Петербурга для них не составило бы труда за 10 дней адаптировать имеющиеся наработки для ГИС "Единое городское парковочное пространство"».

По данным сайта госзакупок, комитет по развитию транспортной инфраструктуры заключил со столичной компанией «НТЦ "Измеритель"» контракт на создание ГИС «ЕГПП» 8 декабря, а уже 20 декабря, через 12 дней, стороны подписали акт приемки работ. Причем в ответе Полтавченко отмечается, что неотъемлемой частью ГИС является «периферийное парковочное оборудование», то есть сами паркоматы. Их «Измеритель» установил в центре города уже по другому контракту — стоимостью 48,9 млн рублей, — и тоже в рекордные 12 дней: с 28 ноября (дата заключения договора) по 10 декабря (день приемки работ).

Другими словами, подрядчику потребовалось менее двух недель, чтобы найти, купить 100 паркоматов, установить их по ста адресам на 27 улицах. Коммуникации к ним будет подводить подрядчик по другому, еще не объявленному конкурсу. Отметим, что в такие же сверхъестественные сроки был выполнен третий контракт — на создание за 40,6 млн диспетчерского центра по управлению парковками. Его питерский поставщик компьютерного оборудования, ООО «Юпитер», организовал в офисе «Невской ратуши» за те же 12 дней — с 3 по 15 декабря.

Заслуживает внимания и скорость работы по четвертому контракту, который выполнял московский подрядчик ЗАО «Горизонт-телеком». Всего 12 дней ему потребовалось, чтобы за 29,2 млн рублей врыть в асфальт 3 тысячи датчиков определения занятости парковочных мест, установить 110 ретрансляторов радиосигналов, 300 меток определения категории транспортных средств, 15 базовых станций, 30 электронных табло, 8 стационарных комплексов фотовидеофиксации (устанавливаемых в машинах ДПС) и четыре переносных таких комплекса.

Правда, комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил о начале монтажа всего этого оборудования (на своем официальном сайте) лишь 11 декабря, то есть на следующий день, после того как по документам эти работы были уже приняты.

Истинную природу реактивных темпов работ по созданию парковочного пространства пояснил «Фонтанке» источник в Смольном. На самом деле она заключается не в бездонном опыте подрядчиков, а в весьма банальных вещах. Для проведения конкурсов нужно было правовое основание, которого все ждали и никак не могли дождаться. По данным «Фонтанки», конкурсная документация давно написана, в нее оставалось лишь добавить сроки выполнения работ.

Долгожданное постановление правительства № 945 «О ГИС ЕГПП» было подписано лишь 7 октября, после чего информация о конкурсах в течение 10 дней должна была «отлежаться» в плане-графике комитета. Из данных сайта госзакупок следует, что первые конкурсы как раз объявили через 9 и 10 дней после подписания постановления. Около месяца ушло на выбор подрядчиков и еще около недели — на заключение контрактов.

При этом сдвигать сроки работ на 2015 год было нельзя, так как в бюджете этого года не были заложены деньги, а проводить процедуру их переноса из 2014 года было уже поздно. Так и вышло, что все подрядчики по документам уложились в 12 дней. Насколько заранее они на самом деле начали работы, история умалчивает. Справедливости ради надо отметить, что стремление к сверхбыстрому освоению денег по госконтрактам проявили перед Новым годом и многие другие ведомства и учреждения Петербурга.

Несмотря на все эти обстоятельства, главный вопрос, заданный депутатом Макаровым губернатору, касается другого. Он заключается в том, что все работы были выполнены, оплачены, а зона парковки-то до сих пор не заработала. В начале апреля КРТИ объявил о переносе сроков пилотной зоны платной парковки на третий квартал 2015 года, а в мае первый зампред комитета Анатолий Мишанов конкретизировал это время — август. Причиной переноса послужила «необходимость продлить сроки тестовой эксплуатации ГИС ЕГПП».

Представитель «Измерителя» на прошлой неделе на совещании с вице-губернатором Игорем Албиным (который временно курирует деятельность КРТИ после ухода Марата Оганесяна) объяснял, что систему необходимо зарегистрировать в реестре ГИС Петербурга, однако у сотрудников комитета по информатизации, которые занимаются ведением реестра, возникли вопросы к составным частям этой системы, права на которые закреплены за третьими лицами — разработчиками ПО. Этот разговор в подробностях не был воспроизведен в СМИ.

– Какие проблемы с регистрацией ГИС, с передачей прав? — спросил Албин.

– Солгасно контракту, все права на программные продукты будут переданы заказчику. Сейчас идет спор между юристами об эксклюзивности и неэксклюзивности этих прав. Дело в том, что эти права принадлежат третьим лицам. Это самый сложный вопрос, — сказал представитель «Измерителя».

– Это софт, который создан ведущими разработчиками в мире, я так понимаю?

– И ведущими, и не ведущими...

– Какими?

– ...К 20 – 25 мая мы надеемся...

– У нас есть срок исполнения контракта?

– Контракт завершен...

– Контракт завершен, деньги получены, права не переданы!

– Продукт передан в части эксклюзивных прав в соответствии с ТЗ, но город выдвинул дополнительные требования по передаче всех остальных прав, и об этом как раз идет сейчас спор. Есть и другие проблемы. Это регистрация ГИС, это заключение договора с ГИБДД, без которого ГИС не регистрируется, соглашения с приставами, с Почтой России...

О том, какие именно разработчики владеют правами на компьютерные программы, необходимые для работы ГИС ЕГПП, пока неясно. Запрос «Фонтанка» направила в комитет по информатизации. По данным нашего издания, в разработке ГИС, помимо «Измерителя», «Юпитера» и «Горизонт-телекома», принимали участие компании «Фабрика информационных технологий», «Кластер», «Мастерпорт» и «АйТи проект».

ГИС представляет собой базу данных, доступ к которой возможен через сайт в Интернете. Среди продуктов иностранных производителей в системе — операционная система Centos 6.4 (Linux), принадлежащая американской компании Red Hat, но распространяемая свободно, а также бесплатные системы управления базами данных Postgresql (создана американскими программистами-активистами) и MongoDB (принадлежит американской фирме MongoDB Inc).

В то же время ГИС использует программы, которые чаще всего являются платными и предусматривают необходимость получения прав на использование. Это продукты «1С», Microsoft SQL Server Standard, Windows Server, прокси-сервер Nginx, у которого есть как платные, так и бесплатные версии, и утилита защиты информации Crypto Pro, обычно приобретаемая за деньги.

По всей видимости, вопрос с правами чиновники каким-то образом смогли решить, поскольку, как стало известно «Фонтанке», комитет по информатизации 12 мая зарегистрировал в реестре ГИС ЕГПП. Возможно, сейчас тестирование системы пойдет быстрее. Правда, по данным комитета, она до сих пор не подключена к информационной системе ГИБДД, без чего в принципе бесполезна. К тому же главное опасение наблюдателей заключается в том, что к моменту запуска платных парковок будут проблемы с паркоматами (недавно часть из них разбили неизвестные), а разметка будет стерта. Она в общем-то уже теряет свои очертания на некоторых улицах.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»