Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 26 апреля 2015 13:39      963

Нам – ДЭР!

ДЭР – это другая экономическая реальность, которую обещал нам председатель правительства России Дмитрий Медведев. Настанет она, по его прогнозу, в случае, если внешнее давление будет усиливаться и цена нефти сохранится на экстремально низком уровне надолго. И тогда всех нас проверят (надо полагать – на прочность) по полной программе.

В целом прошедшую неделю можно назвать экономической. Началась она с выступления Медведева, потом Минэкономики уточнял трехлетний прогноз и оглашал ОНДП (Основные направления действий правительства).

Духоподъемник от Минэкономразвития

Стоило рублю начать заметно укрепляться, как в СМИ заиграли бравурные мелодии. Без устали цитировалось агентство Bloomberg с его заявлением о рубле как о самой быстро растущей валюте стран БРИКС. И невдомек нашим комментаторам, что такая амплитуда колебаний рубля хуже его стабильного пребывания на более низкой отметке. Частным инвесторам (если такие еще остались) – это сплошная головная боль.

Представьте себе инженера, которому надо спроектировать, скажем, самолет. И в один момент времени в сантиметре 5 мм, а в другой – 7. И есть перспектива, что снова вскоре станет 5. С волатильной системой мер работать было бы просто невозможно. А вот инвестору в нашей экономике – приходится. И эти американские (в Америке их называют русскими) горки вносят свой вклад в затухание инвестиционного процесса.

Инвестиции в основной капитал застыли еще в благополучном 2013 г. За прошлый год они снизились на 2,7%. В первом же квартале этого года ниже, чем в первом квартале прошлого, на целых 6%. И тут же правительство прогнозирует возобновление экономического роста к концу года. И в 2016 г. он якобы составит 2% против падения на 2,8% в нынешнем.

Это – из уточненного на три года прогноза. Все, что можно было заключить, отслеживая заявления Минэкономразвития на прошлой неделе, так это то, что если мы все на пути к другой реальности, то оно уже давно в ней. Особо обратил бы внимание на так называемые ОНДП (Основные направления деятельности правительства). Ознакомление с ними заставляет вспомнить последнюю программу КПСС (там, где провозглашалось построение коммунизма к 1980 г.). И особенно замечательные обороты речи по отношению к США: «...догнать и оставить далеко позади…»

Разработавшее ОНДП министерство хочет выйти к 2018 г. на среднемировые темпы экономического роста. Предлог «к» надо понимать как в 2017 г. Просто иного в русском языке не дано. Так вот, приходится лезть в базу данных МВФ и считать среднемировые темпы роста за 2010 – 2014 гг. Получается с округлением 4,4%. Прогноз на 2017 г. – 3,8%. Теперь вернемся в родные пенаты.

Что там нам дает Госкомстат? Последний раз темп прироста нашего ВВП обгонял среднемировой за последние 5 лет на выходе из кризиса в 2010 г. (4,5%). В 2011 г. он был чуть пониже (4,3%). А затем продолжается скольжение вниз с ускорением (2012-й – 3,4%; 2013-й – 1,3%; 2014-й – 0,6%). Расчет на эффект низкой базы 2016 г.? Но ведь сами же предсказывают рост для этого года.

Пользуясь случаем, замечу, что вообще темпы роста и их сравнение – несколько лукавый прием. Для человека гораздо интереснее знать, на сколько долларов он стал богаче за год в сравнении с человеком из какой-либо другой страны. Так, например, в США в 2014 г. прирост среднедушевого ВВП составил 1,61%. Это обеспечило абсолютный прирост (рассчитанный в постоянных долларах 2010 г.) в размере $807. В России в том же году прирост среднедушевого ВВП – 0,27%. Это добавило в расчете на каждого $31. Заметим, что при таком подходе и знаменитые китайские успехи не кажутся уж столь впечатляющими. Среднедушевой ВВП вырос в Китае в 2014 г. на 6,85%, а в тех же долларах – на 382, т. е. вдвое меньше, чем в США (ERS International Macroeconomic Data Set).

Однако мы уже слишком далеко ушли от возглавляемого Алексеем Улюкаевым ведомства и его сладких грез. То, что они творят с ВВП, – это просто детские шалости по сравнению с их буйными фантазиями насчет производительности труда. К 2018 г. она должна вырасти в 1,5 раза по отношению к 2011-му. За 2014 г. данных еще нет. За 2013 г. по экономике в целом она выросла на 3,0%; в 2013 г. – на 1,9%. Таким образом, за два года – на 5 процентов (с округлением) по отношению к 2011-му. Осталось за 4 оставшихся года (включая прошедший 2014-й) набрать еще 45 процентных пунктов.

Как-то в глухую брежневскую пору американский спутник упал на территорию СССР. Сразу появился короткий анекдот:

– Отчего он упал?

– А за наши высокие показатели зацепился!

Не забыто и создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Это еще из предвыборных обещаний президента в 2012 г. Заметим, что у нас вся рабочая сила примерно 75 млн. Каждому третьему – «высокопроизводительное рабочее место», и это тоже к 2018 г. Злопыхатели говорят, что нам столько лопат к этому году не изготовить!

Вроде бы "министерством правды" у нас командует Владимир Мединский. И он должен вливать в нас огромные дозы уверенности в грядущей благодати. Однако, бросив все свои силы на борьбу с театрами, он утратил видение лучезарной перспективы. Алексей Улюкаев тем временем озарил нас таким светлым образом будущего, что хочется сломя голову бежать из опостылевшей реальности и поскорее занять место в духоподъемнике Минэкономразвития.

Рейтинг: поднимай выше!

И наконец, самое любопытное. В ОНДП предписано выйти в 2018 г. на 20-е место в рейтинге Doing Business (DB). Этот рейтинг ежегодно составляется Всемирным банком и демонстрирует легкость ведения бизнеса в разных странах. В последнем его издании таковых 189. История же этого задания, как и пресловутых 25 млн рабочих мест, имеет общую родословную. И родителя в лице президента Владимира Путина.

В феврале 2012 г., будучи еще кандидатом в президенты, он выдвинул инициативу: подняться на 100 мест вверх в DB. Тогда Россия занимала 120-е место. Затем эта тема нашла свое правовое воплощение в знаменитом майском указе президента «О долгосрочной государственной экономической политике». Там задача несколько конкретизировалась. В 2015 г. надо взять 50-е место как промежуточный результат.

И вроде бы мы близки к поставленной нам цели. За прошедшие годы Россия прыгнула на 58 мест вверх и сейчас 62-я! Однако тут не все так просто, как кажется.

Во-первых, в последнем докладе о легкости ведения бизнеса Всемирный банк поменял методику. До этого бизнес-климат оценивался в крупнейшем деловом центре страны. В случае России – это, разумеется, Москва, которая в двух таких же исследованиях Всемирного банка по России стабильно занимала последнее место. Теперь для крупных стран присоединили второй по значимости деловой центр, и Петербург подтянул Россию вверх.

Во-вторых, среди ряда подобных рейтингов DB выделяется тем, что он: а) оценивает не столько реальность, сколько законодательство; б) не касается принципиально важных для экономики параметров (права собственности, верховенство закона) и концентрируется пусть на значимых, но относительно частных проблемах ведения бизнеса (получение лицензий на строительство, присоединение к сетям и т. п.).

Все это во многом объясняет, почему в Кремле решили выбрать именно данный рейтинг при всей его нелюбви к зарубежным оценщикам. Впрочем, признавая в октябре 2014 г. взлет за год с 92 на 62-е место в качестве успеха работы кабинета министров, президент Путин мог бы и поинтересоваться более успешными кабинетами. В DB-2015 Грузия занимает 15-е место (результат еще реформ Кахи Бендукидзе), Эстония – 17-е, да и Латвия с Литвой на 23-м и 24-м местах соответственно. Не слабо ли поучиться?

И наконец, если признается один рейтинг Всемирного банка за некий эталон, к которому надо стремиться, то почему бы не признать и другой рейтинг той же организации и не поставить подобные задачи? Имеется в виду рейтинг качества государственного управления, где Россия болтается порой ниже Казахстана. Куда уж как нужно для рыночной экономики верховенство закона (rule of law), а по этому самому «верховенству» нас 3/4 стран опережают. А по коррупции так и вообще перцентильный ранг в районе 17 (это значит, что у 83% стран ситуация лучше).

Вот и указал бы здесь «лидер нации» задачи на пятилетку. Да только боюсь, что тут дилемма-то такая: либо – лидер, либо – пятилетний план. Больно сильно качеством госуправления Всемирный банк наш «суверенитет» задевает: российская-то власть сакральна, а не тривиальна. Она в своей святости непогрешима, для критики неуязвима, своим величием горда и всегда права. И пожалуйста, не трогайте ее понапрасну!

ДЭР – наше все!

Вообще-то Дмитрий Анатольевич мне в этот раз почему-то понравился. Наверное, потому, что честно всех предупредил. А что дальше говорил, так это и не столь важно.

В новой реальности не будут расти цены на нефть и газ, а не исключено, что даже и продолжат падать далее. Иного же нам не дано. А если и дано, то очень и очень временно. Мир перешел к новым технологиям, пока мы выстраивали «энергетическую империю». Заявив о себе, она тут же и рухнула.

В ДЭР рубль будет постоянно меняющейся величиной с большой склонностью к обесценению и одеревенению (в случае каких-либо чрезвычайных мер). Резервы Центробанка растают, растащенные на мегапроекты, а новые не появятся. Накопленные пенсионные накопления последуют за ними же. Утонут в Керченском проливе или где-нибудь еще.

Санкции не ослабнут (несмотря на попытку Кремля проковырять дыру в европейском альянсе через Грецию и Венгрию). Отток капитала продолжится, а взаймы давать не будут. Импортозамещение обернется не только высокими ценами, но и пустотой. Китай не даст нам избавления: чем больше мы к нему будем привязываться, тем глубже станем увязать.

В ДЭР мы постоянно будем доказывать себе, что победы стоят жертв. Что ж, жертвенные животные тоже, возможно, не лишены чувств. Правда, до поры до времени. Расстаются они с ними, понятное дело, не по своей воле.

Андрей Заостровцев