Первые заказы на ремонт дорог, который обойдется Петербургу в 3,7 млрд, демонстрируют новые средства обеспечения «рыночной конкуренции». На 14 конкурсов, согласно требованиям конкурсной документации, смогут претендовать всего восемь конкретных компаний. А в аукционы вернулась практика начала 2013 года: аванс, предусмотренный в госконтрактах в размере 30%, можно получить только после согласования. Называют цифры в долларах, которые якобы уплачивались для получения аванса. В особенностях заказов на ремонт дорог-2015 разбиралась «Фонтанка».
Комитет по госзаказу Петербурга, который проводит закупки стоимостью более 50 млн рублей, объявил пять конкурсов с общей начальной ценой 957 млн рублей, а дирекция транспортного строительства, которая размещает заказы до 50 млн, — 11 аукционов на общую сумму 425 млн рублей.
Основной интерес участников рынка сконцентрирован вокруг конкурсов, так как сумма каждого составляет 150 – 200 млн рублей, в то время как размер аукционов находится в районе 30 – 40 млн. Как стало известно «Фонтанке», документы первых пяти конкурсов составлены таким образом, что круг возможных победителей сужается до нескольких компаний.
Конкурсы
Речь идет о конкурсах на ремонт дорог в Кировском (161 млн рублей), Калининском (176 млн), Приморском (203 млн), Красногвардейском (176 млн) и Курортном (241 млн) районах. Конкурсная документация каждого из пяти заказов включает в себя требование, впервые используемое в области оценки заявок подрядчиков. В составе квалификации, которая составляет 20% оценки участника (помимо цены — 60% и предложений по качеству и материалам — 20%), появилось требование иметь опыт текущего ремонта в течение 2014 года, причем в размере не менее 75% начальной цены конкурса, на который заявляется подрядчик.
Это значит, что для победы в заказе на ремонт в Курортном районе нужно было в 2014 году отремонтировать дорог на 180,7 млн рублей, для победы в конкурсе на ремонт в Красногвардейском районе — на сумму 132 млн, в Приморском — на 152 млн, в Калининском — на 136 млн и в Кировском — на 120,7 млн.
Чтобы понять, кто сможет рассчитывать на победу, обратимся к итогам ремонта в 2014 году. Общая сумма выполненного текущего ремонта в 2014 году компанией «АБЗ-Дорстрой» равна 750 млн рублей (Колпинский, Фрунзенский, Красногвардейский, Адмиралтейский и Василеостровский районы), фирмой «Буер» — 599 млн (Кировский и Центральный), компанией «Орион плюс» — 465 млн, «Лемминкяйнен дор строй» — 362 млн (Московский), «Ювенал» — 271 млн (Выборгский), «А-проект» — 244 млн (Красносельский), «Трест» — 244 млн (Калининский) и «Вега-2000» — 199 млн рублей (Пушкинский).
Таким образом, на первые пять конкурсов общей стоимостью почти 1 млрд рублей могут претендовать всего восемь компаний. Одна из них, компания «Буер», по информации «Фонтанки», из-за низких расценок решила вообще не участвовать в текущем ремонте 2015 года. Другая фирма, не работавшая в прошлом году на рынке текущего ремонта, — «ВАД» — имеет опыт ремонта федеральных дорог Росавтодора (которые позволят ей пройти 75-процентный барьер) и, по данным «Фонтанки», наоборот, будет участвовать и, более того, является наиболее вероятным победителем конкурса на ремонт дорог в Курортном районе (241 млн), другие районы ей в этом году неинтересны.
Остальные участники текущего ремонта прошлого года в случае участия в конкурсах получат нулевой балл по критерию «квалификации» и, следовательно, имеют минимальные шансы на победу. Размер выполненных ими работ не достигает установленного 75-процентного барьера. Например, фирма «РСУ-378» (87 млн), «Кэрол» (70 млн), «С-индустрия» (99 млн), «Трансдортех» (47 млн), не говоря уже о потенциально новых участниках, а также о тех, кто в 2014 году выполнял капитальный ремонт или реконструкцию.
Отметим, что комитет по госзаказу вдобавок к размещенным пяти заказам намерен в феврале объявить еще 9 конкурсов на общую сумму 1,7 млрд рублей:
– Московский — 299 млн;
– Центральный — 230 млн;
– Невский и Фрунзенский — 278 млн;
– Колпинский, часть 1, — 172 млн;
– Пушкинский, часть 2, — 150 млн;
– Выборгский, часть 1, — 203 млн;
– Красносельский — 162 млн;
– Красносельский, часть 2, — 88 млн;
– Калининский, часть 3, — 124 млн.
Эти заказы, как предполагается, будут содержать в себе такое же требование к квалификации участников, так что в самое ближайшее время заказов станет почти в два раза больше, чем допустимых претендентов. Если «ВАД» заберет Курортный район, на оставшиеся 13 конкурсов смогут претендовать лишь семь фирм.
Как объяснили «Фонтанке» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры в ответ на просьбу прокомментировать нововведение, «жесткие квалификационные требования позволят еще на этапе подачи заявок отсечь недобросовестные организации, работа которых может негативно сказаться на выполнении программы текущего ремонта».
«Квалификационный отбор позволяет привлекать на текущий ремонт компании, зарекомендовавшие себя выполнением работ качественно и в срок», — сказали в КРТИ. Как считают в ведомстве, нововведение отвечает требованиям госзакупочного закона № 44 и распоряжения правительства РФ № 1085, где допускается такая норма.
Управление ФАС по Петербургу сейчас рассматривает жалобы компании ООО «Спецстрой» на все пять конкурсов комитета по госзаказу. Они еще не опубликованы в реестре жалоб сайта госзакупок, но есть в нашей редакции. Как ранее писала «Фонтанка» (http://www.fontanka.ru/2014/11/05/140/), эта фирма специализируется на оказании услуг строительным фирмам в участии в заказах, в том числе через процедуру их обжалования в антимонопольной службе. Компания в своих жалобах просит увеличить срок, в течение которых участник должен был получить опыт в размере 75% начальной цены, с одного до трех лет, или снизить объемы этого опыта до 25%, оставив 2014 год сроком его получения.
«Установление показателей вышеуказанным образом исключает возможность участия в конкурсе организаций, имеющих аналогичный опыт работ по более крупным и технически сложным объектам (строительство и реконструкция автодорог... Организации, ориентирующиеся на заказы свыше 500 млн рублей, поставлены в неравные условия по сравнению с более мелкими участниками рынка, ориентирующиеся на относительно небольшие по цене заказы, так как крупные организации выполняют работы по контрактам, сроки исполнения которых превышают один год», — говорится в жалобе.
Помимо этого в обращении отмечается, что при рассмотрении этого нарушения имеет значение не столько факт возможного ограничения количества участников, а то, насколько порядок их оценки соответствует целям закона № 44 и самим понятиям «конкурс» (выбор лица, предложившего лучшие условия исполнения контракта) и «квалификация» (наличие опыта).
Законодатель, предоставив заказчику право определять критерии оценки, вместе с тем обязал его выбирать действительно квалифицированного участника заказа, а не использовать этот критерий как элемент, препятствующий опытным компаниям победить в конкурсе, считают в «Спецстрое». Недополучение баллов по критерию «квалификация» может повлечь для таких фирм сильное и экономически неоправданное снижение начальной цены.
Компания ЗАО «Пилон», которой принадлежит фирма «Ювенал», проходящая 75-процентный барьер, в 2013 году успешно отменила через УФАС аналогичное требование дирекции дорожного фонда Тверской области, содержавшееся в конкурсе на реконструкцию путепровода в городе Торжок стоимостью 784 млн рублей.
В отличие от питерских конкурсов, в Тверской области наибольший балл по «квалификации» можно было получить, имея за последний год не менее трех объектов стоимостью от 70 млн рублей каждый. И с учетом этого арбитражный суд, отменивший решение УФАС в 2014 году, посчитал, что этот критерий «позволяет принять участие в конкурсе как можно большему количеству организаций». «В случае если критерий в части стоимости объектов был бы более высоким, заказчик сузил бы круг участников, и принять участие в заявленном конкурсе смогли бы только очень крупные участники», — говорится в решении. Три раза по 70 млн рублей — это 26% от начальной цены, а не 75%, как в петербургских заказах.
Аукционы
Отдельного внимания заслуживает ситуация с аукционами на текущий ремонт, на который сейчас объявлено 11 аукционов:
– Адмиралтейский район, часть 1, — 46 млн;
– Адмиралтейский, часть 2, — 43 млн;
– Василеостровский, часть 1, — 49 млн;
– Василеостровский, часть 2, — 28 млн;
– Красносельский, часть 1, — 39 млн;
– Приморский, часть 2, — 19 млн;
– Колпинский, часть 2, — 40 млн;
– Петродворцовый, часть 2, — 44 млн;
– Петроградский — 42 млн;
– Кронштадтский — 28 млн;
– Красногвардейский, часть 2, — 47 млн.
В феврале дирекция транспортного строительства намерена разместить еще 7 аукционов:
– Пушкинский, часть 1, — 47 млн;
– Выборгский, часть 2, — 43 млн;
– Выборгский, часть 3, — 21 млн;
– Красносельский, часть 3, — 34 млн;
– Калининский, часть 1, — 30 млн;
– Калининский, часть 2, — 21 млн;
– Кировский, часть 2, — 49 млн.
Общим местом для всех аукционов является ситуация с авансами. В проектах государственных контрактов, которые приложены к конкурсной документации, аванс предусмотрен, как и обычно, в размере 30%, однако подрядчик должен «предоставить обоснование необходимости авансирования» (пункт 3.5 проекта госконтракта).
Как объяснили «Фонтанке» в дорожных компаниях, фактически это означает, что заказчик сможет самостоятельно выбирать, кому выдавать аванс, а кому нет, хотя около 40% цены контракта — это стоимость асфальта. Подобная ситуация может привести к злоупотреблениям чиновников, опасаются они. Практика согласования аванса в последний раз использовалась в начале 2013 года, когда временным начальником КРТИ работал Владимир Шмидт. Говорят, что решение вопроса стоило около $ 10 – 15 тыс.
На часть из уже размещенных аукционов (а также на несколько заказов по капремонту) есть предположительные победители. И хотя вокруг заказов борьба разворачивается, в том числе с привлечением антимонопольной службы, некоторые претенденты уже известны.
Так, по информации «Фонтанки», в нынешнем году впервые будет участвовать в текущем ремонте питерская компания «ПСК», которая строит за 59 млн рублей лыжный комплекс в карельском городе Костомукша. Она претендует на пять аукционов по ремонту дорог, в частности в Адмиралтейском районе (часть 2, 43 млн рублей), в Колпинском (часть 2, 40 млн), на замену асфальта на Ушаковском и Ириновском мостах (36 млн), ремонт дорог в Выборгском районе (часть 2, 43 млн) и починку надземных пешеходных переходов через Московское шоссе в Шушарах (24 млн).
Еще одна фирма, некое строительно-монтажное управление, точное имя которого участники рынка просили пока не называть, претендует на ремонт в Адмиралтейском районе (часть 1, 46 млн), в Пушкинском (часть 1, 48 млн) и в Петродворцовом (два аукциона по 46 млн и 44 млн).
Любопытная ситуация разворачивается вокруг аукциона на ремонт в Петроградском районе (42 млн). По данным «Фонтанки», на заказ заявились 6 компаний, их всех дирекция транспортного строительства отклонила, после чего строители начали жаловаться в УФАС. В этот момент один господин, имеющий непосредственное отношение к проведению данных закупок, обзванивал подрядчиков и просил отозвать жалобы взамен на обещание допустить к участию в ряде других аукционов (это, кстати, распространенная практика, ей следовал, в том числе, бывший глава КРТИ Дмитрий Буренин, озвучивавший такие просьбы на встрече с подрядчиками у себя в кабинете). Результатом этой работы стало то, что, по данным сайта госзакупок, компания «Энергодорстрой» отозвала свою жалобу, а о жалобе фирмы «Дорремстрой» даже пропало всякое на нем упоминание.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»
© Фонтанка.Ру