Склад временного хранения изъятого и конфискованного ГУ МВД имущества «Гефест» опустошен и брошен. Директор фирмы, бывший официант, бесследно исчез. Полиция в затруднении: незаконно изъятое у коммерсантов с Лиговского проспекта оборудование салона красоты надо бы вернуть, но возвращать нечего.
Салон красоты «Монблан» на Лиговском сотрудников отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Фрунзенского УМВД заинтересовал еще в марте. Они приняли устное заявление совладельца помещения. Мужчине не нравилось соседствовать с салоном. В конце мая оперативники ОЭБ и ПК осмотрели «Монблан» как место происшествия и вывезли оборудование стоимостью под миллион рублей. Из салона на склад временного хранения (СВХ) перекочевало все, что прелестнице надо, – солярий, тазики, кресла, сушилки, ножницы, щипчики, кисточки, подставки для ног, аппарат для маникюра.
Мелкий бизнес пожаловался в прокуратуру. Ведомство внесло представление начальнику районного УМВД Андрею Литвинову: «Признаки преступления отсутствуют. Салон красоты имеет необходимые разрешения на предоставление услуг. Оборудование изъято незаконно и необоснованно».
Бизнес поблагодарил прокурора и отправился в полицию за салонными принадлежностями.
Оборудования в «Монблане» до сих пор нет. Как выяснила «Фонтанка», нет его и на складе временного хранения на улице Свободы в Красном Селе.
«Ангар подчистую опустошен», – отметил собеседник издания в петербургском главке и добавил, что жалобщиков и без «Монблана» хватает. Просят найти имущество и вернуть.
Складом в Красном Селе управляет ООО «Гефест». По данным системы СПАРК, созданно оно в августе 2012 года. У ГУ МВД с компанией заключен договор ответственного хранения на безвозмездной основе.
Через несколько дней после вывоза оборудования из ангара в Красном Селе в «Гефесте» сменился гендиректор. Им стал молодой петербуржец Игорь Шленов. Судя по информации в соцсетях, простой парень из Приморского района, увлеченный «Гарри Поттером», музыкой «Короля и Шута» и «Арии», фильмом «Такси» и членством в фан-клубе чешской порнозвезды Вероники Земановой.
Вероятное объяснение карьерному взлету «Фонтанка» нашла в разговоре с родственниками Игоря:
«В апреле он еще работал официантом суши-ресторана. Уволился после того, как в соцсети нашел страницу человека «Михаил Рылеев» с объявлением «Предлагаю работу номинальным и временным директором». Хвастал: 1500 на руки за оформление одной фирмы на себя. В месяц, по его словам, получал около 15 000. Игорю, по словам родных, было лень трудиться. Его интересы – компьютерная игра-стрелялка».
Через месяц гендиректорства Шленов бесследно исчез. Его перестали видеть соседи по подъезду, сестра, мать, друзья. Через полицию объявили в розыск:
«3 июля вышел из дома на Коломяжском проспекте и до настоящего времени не вернулся. Приметы: на вид 20 лет, рост около 175 см, худощавое телосложение, лицо бледное, глаза серо-зеленые, нос большой, уши оттопыренные, волосы белокурые. Особые приметы: шрам на левой руке с внутренней стороны от удара ножницами, на бедре след от ожога, одет в черную толстовку».
В сентябре волонтерам дали отбой: дескать, нашелся. Но информация оказалась фикцией. С розыска Шленова сняли после двух малозначительных, но дающих надежду событий: мать по телефону общалась с мужчиной, голос которого вроде как похож на голос сына, и 8 сентября соцсеть зафиксировала вход на страницу Шленова. Полиция потеряла к молодому человеку интерес, но бесследное исчезновение, как следует из разговора «Фонтанки» с его матерью, на 23 декабря 2014 года остается фактом. Сотовый телефон «Гефеста», указанный в качестве контактного, не обслуживается.
Склады временного хранения востребованы полицией. По нескольку раз в неделю проходят изъятия, конфискации и аресты имущества. На СВХ тоннами свозят топливо и спиртное, десятками – автомобили, тысячами – игровые автоматы. Иногда добро признается вещественными доказательствами.
Как говорят собеседники издания в полиции, смена номинальных руководителей складов временного хранения – вещь системная и юридически вполне обоснованная. Имуществом, пропадающим с СВХ, никого не удивишь. Чего стоит хотя бы вывоз водки на 140 млн рублей.
Обзор судебной практики раскрывает подноготную отношений между СВХ, полицией и собственниками имущества. Региональное МВД (по Гражданскому кодексу – поклажедатель) заключает договор ответственного хранения с юридическим лицом (хранитель) на безвозмездной основе. В случае утери владельцы имущества изначально подают иски к МВД и проигрывают. Дальнейшие разбирательства упираются в невозможность взыскать убытки с хранителя, который либо уже юридически ликвидирован, либо представляем зиц-председателем, затерянным на просторах родины.
В феврале 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Леноблсуда сняла претензии с ГУ МВД и госказны. Истцом выступало ООО «Содействие», полтора года хранившее в качестве вещественных доказательств автомобильные покрышки. Суд коммерсантам отказал на основании безвозмездного договора, в котором было прописано, что поклажедатель не возмещает расходы хранителя.
Еще одну распространенную схему ухода от материальной ответственности в 2006 году детально расписал Федеральный арбитражный суд Уральского округа. Допустим, региональное МВД заключает договор хранения с фирмой. Она, в свою очередь, заключает договор субаренды с другой организацией, которая становится фактическим хранителем ценностей, но не юридическим, так как договор хранения (с МВД) должен быть заключен в письменной форме и посредников не предполагает. И суды на этом основании отказывают организациям, требующим компенсации расходов на хранение.
Однако эта схема типизирована только на тот случай, если полиция действовала в рамках закона. Например, водка на 140 млн была признана вещдоком в рамках уголовного дела. Собственник пытался через суд взыскать с ГУ МВД убытки, но проиграл уже две инстанции.
«Монблан» может обернуться для ГУ МВД конфузом, а для российской казны – убылью, так как районная прокуратура признала действия экономических оперативников незаконными, то есть у них не было никаких оснований опустошать салон красоты. Опрошенные «Фонтанкой» юристы отметили неплохие судебные перспективы иска к петербургскому главку.
В УМВД Фрунзенского района пояснили, что оперативники привлечены к дисциплинарной ответственности. Заявление гендиректора «Монблана» о возврате имущества зарегистрировано 5 декабря, идет проверка. Представители салона красоты подтвердили «Фонтанке», что на 23 декабря ответ из полиции не получен, оборудование не возвращено.
По данным издания, сейчас главк приостановил договоренности с «Гефестом» и использует другие СВХ, принадлежащие Центру экономической безопасности. Это унитарное предприятие подведомственно комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности Смольного. Однако госконтроль за двумя площадками-ангарами на Старообрядческой улице у Московских ворот и Ново-Никитинской в Приморском районе – отнюдь не гарантия сохранности имущества. Что работники ЦЭБа продемонстрировали в феврале прошлого года.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»