«Фонтанка» обнаружила оазис спокойствия в непростые кризисные времена. Несмотря на то, что цены в последнюю неделю бьют рекорд за рекордом, в сегменте luxury шторма со скачками ценников не наблюдается. Более того, достаточно консервативный рынок с высокими, но зафиксированными еще в начале сезона ценами за счет всеобщего ажиотажа прирос новыми покупателями. Как местными, так и иностранными. Последних становится все больше.
После паники в минувший вторник и среду, уже прозванные «черными», когда покупатели рьяно опустошали магазинные прилавки, унося за «бесценок» бытовую технику, к выходным обычные торговые комплексы выглядели едва ли не пустынными. Не было даже вполне ожидаемых предновогодних очередей. С одной стороны, запасы товаров подходили к концу. С другой, валютный рынок начал стабилизироваться.
Набрав пылесосов и стиральных машин, публика не спеша двинулась в сегмент «не для всех». Цены до кризиса были высокими для среднего горожанина, но в одночасье вожделенные бренды, сохранив нули в рублях, в пересчете на твердую валюту оказались доступнее. Дорогие магазины и бутики почувствовали прибавление в рядах покупателей. Объяснение простое: «есть шанс купить то, что потом будет купить уже невозможно», полагают эксперты. Это заметно в тех торговых точках, где цены не успели привести в соответствие с курсом.
Мгновенно изменились сами покупатели. Это теперь уже не только те, кто и раньше был завсегдатаем бутиков и поклонником брендов, но и средний класс, у которого появилась некая «критическая масса денег», проесть ее жалко, а на покупку действительно дорогих вещей из разряда квартира/машина — недостаточно.
Но главное новшество — большое количество шоппинг-туристов из Азии. Еще год назад они штурмовали «Галерею Лафайет», сегодня — оккупируют Петербург и Москву. «Теперь у них сменились географические акценты, и они едут покупать у нас. При пересчете валюты у нас выгоднее. Все товары», – пояснила «Фонтанке» стилист, маркетолог, эксперт модного рынка Александра Карпова. Очередей нет, но устойчивый спрос сформирован.
К слову, думать, что ближайшие соседи из Финляндии поспешат в дорогие бутики Петербурга за «дешевизной», не стоит. Финны действительно, по наблюдениям коллег, в последние дни активно стали использовать выигрышный для них курс и закупаться товарами в России, однако вещи из ассортимента ДЛТ, «Гранд Паласа» или монобрендов на Невском или Петроградской стороне не входят в круг товаров первой необходимости. И причина здесь не в прижимистости, а в модных привычках соседей. Финка скорее наденет джинсы, кроссовки или удобные ботинки, чем 12-сантиметровые «лабутены».
Финны предпочитают более демократичные марки, и именно их коснулся кризис. Речь о фирмах, которые находятся в среднем ценовом сегменте, а также работают в режиме «фаст-фэшн», стремясь пополнять свои полки репликами и вариациями самых последних трендов, а также ориентированные на «одноразовую» одежду – ту, которую покупают по случаю за относительно небольшие деньги, надевают пару раз, после чего выкидывают или убирают на дальнюю полку. Сюда же относится и разнообразный масс-маркет. Zara заявила о временном сворачивании закупок, Seppala закрывает ряд фирменных магазинов в Петербурге, другие компании стремятся «затянуть пояса».
Именно на этот рынок пришла стагнация. Поставщики боятся прогадать, купив ввозимую в Россию одежду за нынешний «слабый» рубль. Ведь его укрепление для этих фирм будет означать отсутствие прибыли в будущем. Именно они то ли в оцепенении, то ли в зимней спячке. По словам Александры Карповой, есть надежда, что к весне магазины определятся с ценовой и закупочной политикой.
Стратегия, тем не менее, в настоящий момент одна для всех, кто торгует одеждой, обувью и аксессуарами, — затаиться и выжидать. Другое дело, что сегмент luxury, дорогие мировые марки, представленные эксклюзивно в монобрендовых бутиках или отдельных корнерах в торговых комплексах, серьезно волноваться могут начать только к лету, когда придется заниматься товарами на будущий сезон. Коллекции весны-лета 2015 года уже завезены на склады или в пути — высокая мода предпочитает работать на опережение. То, как будет происходить ценообразование, специалисты предугадать не готовы, но полагают, что в соответствии с актуальным курсом на момент начала продаж.
Смерть модной индустрии России в любом случае не грозит, полагает Александра Карпова, по ее словам, она лично общалась с дизайнерами за рубежом, которые признаются, что для них есть только два действительно обширных перспективных рынка — Россия и Китай. Их совместная доля занимает, по разным оценкам, до 80%.
Более того, даже на примере Петербурга можно наблюдать позитивные для мира моды тенденции. В ближайшее время анонсируется открытие Outlet-village (деревни распродаж) в Пулково. Стадия строительства еще даже «не под крышу», но о какой-либо заморозке проекта речи не идет.
Ксения Потеева, "Фонтанка.ру"