«Уралвагонзавод» предложил Смольному необычный проект государственно-частного партнерства: государственная корпорация готова провести реконструкцию недействующего трампарка №2 на Васильевском острове, а взамен получить под редевелопмент 3-й трампарк на Петроградской стороне, обслуживающий несколько районов города. В комитете по транспорту утверждают, что это пока лишь теоретические разговоры. Но отозвали заявку на изменение статуса земель под трампарками с общественно-деловой на зону транспортной инфраструктуры.
В Петербурге «Уралвагонзавод» представлен ООО «Северо-Западный научно-технологический комплекс», в ведении которого находятся два городских и областных института. По планам корпорации, они переедут в новое здание, которое будет построено на шоссе Революции, а освободившиеся площади будут использованы под коммерческие проекты. Как стало известно «Фонтанке», корпорация не ограничивается этими планами и ведет переговоры со Смольным по реконструкции нескольких трамвайных парков в городе.
Как рассказал «Фонтанке» руководитель проекта по созданию нового научно-исследовательского комплекса в Петербурге Андрей Коротков, «Уралвагонзавод» готов провести реконструкцию недействующего трампарка №2 на Васильевском острове, где сейчас работает лишь музей электрического транспорта. Корпорация готова модернизировать музей, возродить трамвайное депо и построить инфраструктуру для электробусов – троллейбусов, которые могут проехать без присоединения к контактной сети до 30 км. Кроме того, «Уралвагонзавод» поставит сюда необходимый подвижной состав: по словам собеседников в Смольном, речь идет о 50 трамваях и 70 «рогатых». Отметим, что входящая в «Уралвагонзавод» компания «Уралтрансмаш» недавно выиграла конкурс на поставку одного короткого трамвая, а также является разработчиком нашумевшего футуристического вагона Russia One.
Взамен «Уралвагонзавод» хотел бы получить под редевелопмент территорию действующего трамвайного парка №3 на Петроградском острове. Он расположен на участке площадью 45 тысяч кв.м, ограниченном Большой Посадской улицей, улицей Мира, Котовским и Певческим переулками. Парк обслуживает девять трамвайных маршрутов, которые работают в Василеостровском, Петроградском, Приморском, Выборгском, Калининском и Красногвардейском районах города.
По словам Андрея Короткова, переговоры по этому проекту еще находятся в начальной стадии, со стороны Смольного их ведут комитет по инвестициям и комитет по транспорту. «Мы пока обсуждаем общие контуры этого проекта, никаких конкретных решений еще нет», – заверили «Фонтанку» в комитете по транспорту.
Впрочем, по словам собеседника в транспортном блоке городского правительства, город не слишком устраивает такой вариант обмена. Смольный настаивает, чтобы помимо реконструкции второго парка «Уралвагонзавод» еще достроил бы одиннадцатый парк на Индустриальном проспекте: его возводили в 1980-е годы, но потом, после падения СССР, работы были заброшены. Кроме того, город настаивает, чтобы помимо достройки парка «Уралвагонзавод» еще и купил бы для него подвижной состав (около 150 трамваев).
«Они предлагают перевести маршруты, которые обслуживает третий парк, во второй. Однако у нас будет очень большой холостой прогон: мы будем с Васильевского острова гнать составы на Ржевку», – объясняет чиновник, знакомый с ситуацией. Однако в предлагаемом петербургскими транспортниками варианте проект получается очень дорогим: его предварительная стоимость оценивается в 10 млрд рублей. В частности, реконструкция 2-го парка на Васильевском острове может обойтись в 1,5 млрд рублей. Присоединение 11-го парка к трамвайной сети обойдется в 3,5 млрд рублей: именно в такую сумму оценивается строительство путей на улице Потапова. Впрочем, при этом, согласно одной из схем обмена, «Уралвагонзавод» может взять под редевелопмент не только 3-й трампарк, но и около 1,5 га территории, относящейся ко 2-му на Васильевском. Ранее венгерская компания TriGranit пыталась построить здесь Дворец искусств, но проект был заморожен Георгием Полтавченко.
«Вариант с достройкой 11-го парка – абсолютно нереалистичный для нас, проект будет убыточным», – замечает представитель «Уралвагонзавода» Андрей Коротков. По оценке заместителя директора департамента инвестиционных услуг компании Colliers International в Санкт-Петербурге Анны Сигаловой, участок в 4,5 га, на котором находится 3-й трампарк, может стоить 1,5–1,8 млрд рублей. «Место очень интересное. Эта часть Петроградского района сейчас активно застраивается новым жильем. В непосредственной близости свои жилые проекты успешно реализуют RBI, YIT, Setl City», – отмечает эксперт.
Как полагает гендиректор компании Terra Incognita Сергей Федоров, стоимость данной территории может составлять около 50 млн долларов, или 2,6 млрд рублей при действующем курсе. Впрочем, наличие объектов, которые находятся под охраной КГИОП, снижает стоимость земли, добавляет эксперт. По данным «Фонтанки», на этой территории находятся девять таких объектов: это самый старый трампарк в Петербурге с постройками конца XIX – начала XX века.
Впрочем, нельзя не отметить один любопытный факт. Ранее ГКУ «Организатор перевозок», которое подведомственно комитету по транспорту, подавало в КГА заявку на изменение статуса земель, на которых находятся трампарки №2 и №3. Сейчас, согласно Генеральному плану, они относятся к общественно-деловой зоне, что теоретически позволяет построить на их территории бизнес-центр или торгово-развлекательный центр. «Организатор перевозок» предлагал изменить статус на «зону инженерной и транспортной инфраструктуры». Однако недавно комитет по транспорту отозвал эти заявки.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»