В Петербурге эвакуировали автомобиль вместе с 4-месячной девочкой в салоне. Машина была припаркована с нарушением, инспектор ребёнка в салоне не заметил. Родители, пережив ужас, панику и неприятные хлопоты, крепко усвоили, что ни в коем случае нельзя оставлять ребёнка в машине одного. А гаишник? Станет ли он после этого внимательнее? Тем более что ГИБДД пока не видит нарушений в его действиях. В отличие от экспертов.
История, произошедшая в воскресенье, 16 ноября, вероятно, подольет масла в огонь «эвакуаторных войн», которые разгорелись за последний месяц в Москве и Петербурге. Около 17 часов с проспекта Обуховской Обороны был эвакуирован неправильно припаркованный автомобиль с 4-месячной девочкой внутри. Родители оставили её, по их словам, на 10 минут, и этого времени эвакуаторщикам хватило на то, чтобы увезти машину, не составив протокол и не осмотрев салон.
Как всё произошло, рассказал «Фонтанке» отец ребёнка Алексей. Супруги с двумя детьми отправились выбирать диван. Когда подъехали к магазину, младшая девочка спала. Старшего, которому 1 год 11 месяцев, взяли с собой, а малышку будить было жалко, решили оставить в машине, которую Алексей поставил совсем рядом с магазином. Как выяснил потом, в зоне действия запрещающего знака, который он не заметил, да еще и с заездом на пешеходную часть: благое намерение не мешать проезжающему мимо транспорту в итоге сыграло против.
Отсутствовали, по словам Алексея, не больше 10 минут. Вернулись – машины нет. «Моментально увезли», – рассказывает Алексей. У жены началась паника, истерика. Подошли прохожие, которые видели, как эвакуировали машину, посоветовали звонить в полицию. По номеру «112» Алексей дозвониться не смог, побежали в метро, в пикет полиции. Уже оттуда смог пробиться по «112».
«Приехал гаишник, поехали за дочкой, – говорит Алексей. – Жена осталась в пикете со старшим. Приехали на Софийскую, 6. Моя машина стоит на эвакуаторе у обочины. Залез на эвакуатор, забрал дочку с автокреслом, она спала. Передал в руки полицейскому. Затем достал документы, отдал тоже. Начали протокол выписывать и постановление на штраф. Эвакуировали, даже не заполнив документы! Минут 40 или час заполняли протокол, система на планшете зависла. Дочка проснулась, начала кряхтеть, вышел на улицу, стал качать на руках, чтобы уснула. Пришлось вызвать родителей, они приехали и забрали ребёнка домой на Пролетарскую».
Затем машину увезли на штрафстоянку в Грузинский переулок, а Алексея – в 32-е отделение полиции в районе «Пролетарской», куда приехала инспектор по делам несовершеннолетних. Жена с сыном в это время находились в полицейском пикете в метро. Позже она жаловалась на отношение к ним полицейских: ребёнок просил пить, но воды не дали. После заполнения документов их отпустили.
Алексей тем временем отправился на штрафстоянку забирать машину. Сотрудница штрафстоянки почему-то сначала не хотела её отдавать, несмотря на наличие постановления, ссылаясь на какой-то телефонный звонок. Отдали только после приезда участкового и звонка в 32-й отдел полиции.
Вечером, около 19:30, когда дети купались перед сном, Алексею, по его словам, позвонила инспектор по делам несовершеннолетних и сообщила, что придет с проверкой через полчаса. Он попросил этого не делать, так как дети будут ложиться спать. Новых звонков пока не было.
«Я понимаю, что не надо было оставлять ребёнка, все осознал, не буду больше этого повторять, – говорит Алексей. – Но и инспектор, эвакуировавший машину, должен был убедиться, что внутри никого нет». Задние стекла затонированы, но разглядеть человека в машине можно, не говоря уж о том, что салон просматривается сквозь передние и лобовое стёкла, настаивает Алексей.
В УГИБДД по Петербургу и области «Фонтанке» подтвердили факт эвакуации автомобиля с младенцем. «Задние окна машины были наглухо затонированы, поэтому у инспектора не было возможности определить, есть кто-то в машине или нет. Конечно, зная, что в автомобиле малыш, даже при очевидности нарушения, его никто не стал бы увозить», – отметили в управлении. По счастью, отмечают сотрудники ведомства, ребенок, пока его искали родители, не проснулся.
Пока в действиях сотрудника ДПС нарушений не нашли, отметили в управлении. А вот их коллегам в инспекции по делам несовершеннолетних придется разбираться с семьей. «Как минимум на административное нарушение есть состав, но не исключено и возбуждение уголовного дела по статье 125 (оставление в опасности) УК РФ», – считают в УГИБДД.
Александр Холодов, заместитель председателя общественного совета ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, председатель координационного совета МООА «Свобода выбора», не согласен с позицией ГИБДД. «Законодательно предусмотрено присутствие двух понятых при задержании автомобиля. Однако, как показывает практика, фактически они присутствуют редко. В частности, мне приходили жалобы с видеозаписями, проводились проверки. На мой взгляд, если бы соблюдался закон, были бы понятые, осматривали машину на повреждения, обходили вокруг, кто-то из четырёх человек – водитель эвакуатора, инспектор и понятые – ребёнка бы заметил, – уверен Холодов. – То есть при стопроцентном соблюдении законодательства такая ситуация была бы просто невозможна. Я считаю, что было нарушение. Конечно, официально его должна устанавливать проверка».
Машины сейчас эвакуируют очень быстро, даже не оформляют документы и не смотрят вовнутрь, говорит координатор «Синих ведёрок» в Петербурге Георгий Кокорин. «Россия может установить мировой рекорд по скорости эвакуации транспорта. Все делается молниеносно, чтобы хозяин не успел выбежать и отжать свой автомобиль. Я тут как-то на Ленинском проспекте у «Французкого бульвара» наблюдал, как за 5 минут были эвакуированы три автомобиля. Я даже сотрудника ДПС не наблюдал. Он сидел в патрульном автомобиле в 30 метрах от эвакуации. Выбежали водители эвакуаторов, пощелкали фотоопаратом, загрузили и свалили. Бизнес, такой бизнес», – пишет Кокорин с своем ЖЖ.
Машину с ребенком внутри увозят на штрафстоянку в Петербурге не первый раз. В феврале 2008 года такая судьба постигла ВАЗ-2110 с восьмилетним мальчиком в салоне. А в апреле 2009 года женщина оставила автомобиль со спящим ребёнком возле Генконсульства Германии. Машина была припаркована на автобусной остановке, где стоянка запрещена. Автомобиль эвакуировали на штрафную автостоянку вместе с ребёнком. Сотрудники ГИБДД утверждают, что не видели малыша: в автомобиле были тонированные стёкла, и из салона не доносилось никаких звуков. Мать оказалась весьма активной женщиной. В итоге ГИБДД заключила с ней мировое соглашение, сотрудники инспекции даже извинились перед ней, а женщина не стала предъявлять никаких финансовых претензий.