Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 14 ноября 2014 16:46      330

Автор «грузинского экономического чуда» не дожил до назначения в правительство Украины

В Лондоне на 59-м году жизни скончался один из авторов «грузинского экономического чуда», друг Михаила Ходорковского, сторонник ультралиберальных экономических реформ, член Экономического и совещательного совета при министерстве экономического развития и торговли Украины Каха Бендукидзе. После известия о его смерти опальный экс-президент Грузии Михаил Саакашвили сообщил, что в Киеве рассматривали назначение Бендукидзе на правительственный пост на Украине.

Алексей Навальный в своем Facebook жалеет, что так и не довелось с ним встретиться. «Крутой был дядька. Эти его интервью последних лет имеют огромное значение для всех нас, – пишет Навальный. – Для Украины это о том, что надо делать сейчас, для России – то, что придётся делать в будущем. И ценна, кстати, манера изложения – настолько откровенная, что это даже раздражало. Чувак прям правду-матку резал безо всякой политкорректности. Нам ведь так и надо».

Студенты основанного Кахой Бендукидзе в Тбилиси Свободного университета выкладывают свечами имя «Каха» у кампуса и плачут.

«Виделись с Кахой три дня назад, – пишет в своем микроблоге в Твиттере Михаил Ходорковский. – Он только начал ходить после операции (в Лондоне Бендукидзе перенес операцию, как выяснилось, не улучшившую его состояния. — Прим. редакции). Ушел хороший человек и добрый друг. Больно и горько. Земля ему пухом».

 «Я была знакома с Кахой Бендукидзе давно, когда он еще руководил бизнесом, затем мы общались, когда обсуждали программы для малого бизнеса, – сказала «Фонтанке» Ирина Хакамада, в 1997 году занимавшая пост председателя Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. – Он был настоящий либерал. И он выступал за жесткие либеральные экономические реформы. Вопрос стоял только о доле государства на рынке. Он был не против заботы о людях. Но для него было важно, чтобы рынок определял пропорции экономики, в экономике он был неоклассиком. Эти идеи в чистом виде нельзя применять нигде, кроме маленьких стран, но если бы некоторые его идеи мы реализовали много лет назад, то сейчас не были бы зависимы от нефти». Ирина Хакамада отмечает, что многие на Украине не были в восторге от методов, которыми Бендукидзе предлагал бороться с коррупцией. «Он и в Грузии занимался тем же, и новая власть его выдавила из страны за это, – говорит Ирина Хакамада. – Именно поэтому он стал еще при Саакашвили министром без портфеля. Каха Бендукидзе положил и бизнес, и имя на реализацию своей мечты. Он был профессионал. Практик. Не популист. У него было видение мира в целом, что отличает его от многих бизнесменов и политиков».

Экономист Михаил Делягин предлагает ценить Бендукидзе прежде всего за предельную честность, с которой он манифестировал то, о чем другие либералы предпочитают умалчивать, чем «с предельной убедительностью обнажал лик современного либерализма во всей его звериной неприглядности». «Это он в 2001 году сказал, добиваясь отмены даже слабенького валютного регулирования, что "о наличии или отсутствии в стране демократии надо судить по наличию или отсутствию главного права человека – права вывести из страны миллион долларов" (и последствия этого мы ощутили на себе в девальвацию 2008 – 2009 годов и ощущаем сейчас), – пишет Делягин на своем официальном сайте. – Как с олигархом мы простились с ним в 2004 году, когда он бежал из России в Грузию (есть подозрения, что из контролируемого им НИИ, занимающегося строительством АЭС за рубежом, "было выведено" 200 млн долл., из-за чего работа института была дезорганизована, сроки строившейся в Китае АЭС сорваны, и Россия потеряла китайский рынок АЭС, что и привлекло внимание государства к столь мизерной даже и по тем временам сумме). Сегодня мы прощаемся с ним как с человеком – ярким и глубоко искренним».

Каха Бендукидзе четыре года был государственным министром Грузии по координации экономических реформ (2004-2008). В течение трех месяцев он сократил число правительственных департаментов с 21 до 12, втрое уменьшил число госагентств (а потом говорил, что и оставшихся 12 много, хватило бы и двух, Госкомстата и Госстандарта, но пришлось пойти на компромиссы), из 2492 сотрудников этих ведомств работу сохранили только 600. В бывших зданиях министерств начали обустраивать гостиницы. Зарплату чиновникам подняли в 15 раз, всех полицейских в Грузии уволили в один день, а через месяц набрали новых. «Месяц страна жила без милиции, – говорил Каха Бендукидзе в марте 2014 года в Киеве. – Как видите – все нормально».

Бендукидзе по образованию был биологом – окончил биологический факультет Тбилисского университета и аспирантуру биологического факультета МГУ. Дорос до заведующего лабораторией молекулярной генетики Института биотехнологии Министерства медицинской промышленности СССР. В 1988 году Бендукидзе стал соучредителем и директором коммерческого объединения «Биопроцесс». В 1993 году «Биопроцесс» приобрел за $2 млрд 58,5% акций Уральского завода тяжелого машиностроения. На базе завода создал холдинг «Объединенные машиностроительные заводы», куда также вошли «Ижорские заводы» и нижегородский завод «Красное Сормово».

"Для нас приватизация была манной небесной, – сказал Бендукидзе в июле 1995 года британскому изданию The Financial Times. – Она означала, что мы можем скупить у государства на выгодных условиях то, что захотим. И мы приобрели жирный кусок из промышленных мощностей России. Захватить "Уралмаш" оказалось легче, чем склад в Москве. Мы купили этот завод за тысячную долю его действительной стоимости".

Много лет возглавлявший металлургическую корпорацию ВСМПО-АВИСМА Владислав Тетюхин считал, что именно при Бендукидзе начался закат. "По сути, г-н Бендукидзе, ставший в смутное время собственником предприятия, уничтожил тяжелое машиностроение на Урале", – заявил Тетюхин в мае 2014 года.

В конце 1993 года Бендукидзе создал в России одну из первых лоббистских организаций «Круглый стол бизнеса России», входил в различные советы при президенте РФ и правительстве. Дружил с экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским и в 2003 году в числе других предпринимателей подписал заявление, осуждающее его арест. Самого Бендукидзе от избыточного внимания, видимо, спас сравнительно скромный объем капитала — он не попадал в «золотую сотню» российских богачей Forbs.

Каха Бендукидзе был председателем совета директоров ОМЗ, а затем – генеральным директором до 2004 года, затем начал работать в правительстве Грузии при президенте Михаиле Саакашвили и продал холдинг.

За время министерской работы Бендукидзе в Грузии, по данным агентства Transparency Inetrnational, существенно снизился уровень коррупции. Согласно рейтингу всемирного банка Doing Business, процедуры регистрации бизнеса и собственности в Грузии одни из самых простых и дешевых в мире.

С 2009 года ушел с госслужбы и занялся развитием основанного им в 2007 году в Тбилиси Свободного университета. Каха Бендукидзе считал, что частные вузы, как коммерческие, так и некоммерческие, эффективнее по сравнению с вузами государственными.

В мае 2014 года президент Украины Петр Порошенко пригласил Бендукидзе в экономический и совещательный совет при правительстве Украины.

Каха Бендукидзе считал, что без двух-трех волн реформ государство Украина исчезнет с карты мира. Чтобы этого не произошло, Бендукидзе, во-первых, предлагал сократить госрасходы Украины с 50% ВВП до 10-15%. Сделать это предполагалось за счет значительного сокращения госаппарата и серьезной дерегуляции, то есть отказа от ряда госфункций. По мнению Бендукидзе, существующие институты регулирования Украины все равно неэффективны из-за повального взяточничества: «вместо того, чтобы честно регулировать, то есть создавать какое-то общественное благо, чиновники создают общественное зло». Дерегуляция и сокращение госрасходов, по версии Кахи Бендукидзе, повлекли бы весьма болезненные процедуры для действующих чиновничьих элит, но не только для них. Например, сокращение расходов на здравоохранение: страховать за счет бюджета только тех, кто оказался за чертой бедности, остальные застрахуются сами, если сочтут нужным. Бендукидзе не верил ни в социальное государство, ни в социализм, который, по его убеждению, делает бедных еще беднее.

«У вас популисты пользуются популярностью. Вы выбираете не лучших правителей, а тех, которые больше обещают. Они повышают налоги, уровень бюрократии, поддерживают сторонников во власти, увеличивают энергосубсидии, проводят безумную социальную политику, – говорил Бендукидзе украинцам в марте 2014 года в Центре культуры и искусств Киево-Могилянской академии. – Как вам выбрать не популистов – я не понимаю. Это институциональная ловушка». Распадется этот порочный круг, по мнению Бендукидзе, либо в результате действий украинского народа, либо как следствие исчезновения страны – «усилиями России». Он призывал радикально сократить потребление газа, «начать платить за него справедливую цену и соскочить с иглы российских газовых субсидий». Провести повсеместную приватизацию (Бендукидзе жалел, что не смог добиться повсеместной приватизации лесов в Грузии). Считал, что в правительстве Украины для успешных (то есть, по его же словам, «простых и топорных») реформ нужны три человека: «тот, кто будет всех сажать», «тот, кто будет менять регуляторные механизмы», и «тот, кто будет прикрывать первых двух политически». Вероятно, одним из этих троих должен был стать сам Каха Бендукидзе.

«В конце недели мы должны были встретиться в Киеве, – написал в блоге на грузинском портале «Свободная зона» опальный Михаил Саакашвили. – Сегодня уже нет смысла держать в секрете то, что рассматривалось его назначение на правительственный пост на Украине. Именно для согласования деталей этого назначения его и ждали в Киеве».

Вероятно, ждали не все. Потому что с приходом Бендукидзе далеко не все остались бы на своих привычных местах и с видами на безоблачное будущее. «У вас незавершенная революция, – прямо заявлял Бендукидзе украинцам. – Революция приводит к изменению элит. У вас этого не произошло».

«Полиция Грузии в результате реформ Бендукидзе стала менее коррумпированной, это правда, – сказал экономист Михаил Делягин «Фонтанке». – Что касается идеи сокращения государственных расходов — она правильная сама по себе, но была доведена до абсурда, когда в Грузии были проданы в частную собственность все поликлиники. Потом что-то подобное начало происходить в Москве, и я возмутился, а мне возразили: «Что вы, это же передовой грузинский опыт»! Бендукидзе никогда не назначили бы в правительство Украины, потому что там имеет место внятный национализм, и не только против русских. Но если бы его идеи начали реализовывать на Украине, например, в феврале, то сегодня с этим режимом вообще не было бы никаких проблем, потому что это привело бы к полному уничтожению экономики страны, свержению любой власти и полному хаосу и анархии».

Венера Галеева, "Фонтанка.ру"