Чиновники Смольного заявляют о прозрачности государственных закупок в Петербурге объемом около 140 млрд рублей в год. Однако некоторые представители бизнес-сообщества в этом сомневаются. «Фонтанка» попыталась разобраться в механизме выбора подрядчиков и придумала легенду: молодая компания намерена выйти на рынок текущего ремонта дорог объемом 3,6 млрд рублей. Выдумка привела к осведомленным людям, которые якобы содействуют заказчикам в проведении торгов. Они нам, как простофилям, поведали, как, с их точки зрения, до сих пор строилась работа на рынке госзаказа.
Государственные органы Петербурга и их подведомственные организации с 1 января по 7 ноября 2014 года заключили 169 409 контрактов на общую сумму 129,6 млрд рублей, – следует из официальных данных комитета по госзаказу. Например, контракты на сумму 38,1 млрд были заключены по результатам 41 111 аукционов, контракты на сумму 29,7 млрд — по результатам 168 открытых конкурсов, объявленных в конце 2013 года, еще 20,7 млрд — по итогам 765 открытых конкурсов нынешнего года, еще 18,5 млрд — после 7603 аукционов, размещенных в минувшем году.
Основная доля заказов приходится на адресную инвестиционную программу, финансирование которой в 2014 году предусмотрено в размере 99,3 млрд рублей. По данным комитета финансов, крупнейшим заказчиком в 2014 году (со всеми подведомственными структурами), согласно АИП, является комитет по развитию транспортной инфраструктуры, которому на этот год предусмотрено 33,7 млрд рублей. Следующие в списке — комитет по строительству (28,5 млрд), комитет по энергетике (15,7 млрд), комитет по управлению горимуществом (11,7 млрд) и комитет по транспорту (4,6 млрд).
Законодательство о размещении заказов дает право всем государственным заказчикам нанимать специализированную организацию, которая оказывает содействие в проведении торгов. По оценке некоторых участников рынка, основными поставщиками такого рода услуг в Петербурге являлись «Интерконсалт» Елены Волковой, «Партнер» Владиславы Лисицыной, «Авангард» Ивана Пахомова и «Академия конкурса» Владимира Попова.
Так, например, «Интерконсалт», согласно данным «Фонтанки», вплоть до недавнего времени сотрудничал с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, рядом муниципальных округов и учреждений образования, «Авангард» — с комитетом по строительству, «Партнер» — с комитетом по культуре, Роспотребнадзором и несколькими учреждениями Минздравсоцразвития (например, с Российским нейрохирургическим институтом имени Поленова), «Академия конкурса» — с правоохранительными органами, судебными приставами, военкоматом. По мнению специалистов, стоимость услуг специализированных компаний оценивалась в 2 – 3 процента от суммы контракта, заключенного по результатам заказа, проведенного спецорганизацией.
Само по себе сотрудничество государственных заказчиков с такими организациями не запрещено и прямо описано в статье 40 закона № 44 о контрактной системе. Такая же норма содержалась в не действующем с 2014 года законе № 94 о госзакупках. Однако некоторые представители бизнеса обращают внимание: прийти на рынок госзаказа с улицы трудно, а иногда и почти невозможно. Будто бы специализированные организации на самом деле не просто проводят торги, а по воле заказчика закладывают в конкурсные документы определенные загадки, которые позволяют отсечь неугодных и выбрать именно того подрядчика, которого желает видеть заказчик.
Чтобы проверить этот тезис, корреспондент «Фонтанки» заделался представителем молодой перспективной строительной фирмы «Стройплюс», которая до сих пор занималась благоустройством в Невском и Красногвардейском районах, а теперь хотела бы выйти на рынок текущего ремонта дорог, объем которого в 2015 году оценивается в 3,6 млрд рублей (в 2014 году — 4,9 млрд). Заказы на текущий ремонт размещает дирекция транспортного строительства (ДТС), подведомственная комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Участники рынка предложили нам обратиться в «Интерконсалт», к Елене Волковой, так как именно она, по их словам, оказывала содействие ДТС в подготовке документов торгов.
«Наша деятельность конфиденциальна»
В тихий и уютный ресторанчик «Сытинъ» на Измайловском проспекте вошла представительная, дорого и хорошо одетая дама и расположилась напротив: «Рассказывайте, что у вас». Встреча назначалась с директором компании, и корреспондент «Фонтанки» воспринимал даму как Елену Юрьевну Волкову. Ознакомившись со справкой о компании и выслушав суть вопроса, она сразу сказала: «Когда к нам приходят с улицы — например, ко мне... я ни с кем не общаюсь, потому что деятельность несколько конфиденциальна, скажем так».
По словам Волковой, так как мы пришли с улицы, она лишь готова написать нам требования к товарам, которые войдут в состав конкурсной документации какого-нибудь, неизвестно какого, заказа, и дальше с этими требованиями нам самим придется договариваться с заказчиком. Эти требования — большое поле для загадок, которые в него закладывают специализированные организации, а разгадки к ним знает только один – правильный – подрядчик. Таким подрядчиком можем стать мы, но для этого нужно договориться с заказчиком. Специализированные организации исполняют волю заказчика, но сами подрядчиков не выбирают.
— Мы получаем деньги за результат, когда вы заключаете контракт, у нас нет аванса. Понимаете, да?
— Я слышал про два процента от суммы контракта.
— Смотря, какого контракта.
— Разная цена бывает?
— Конечно.
— Какие есть механизмы доступа на текущей ремонт? У нас предположение, что неизвестных игроков там не ждут.
— Неизвестных игроков вообще нигде не ждут. Если вы открываете документацию и видите, что там установлены требования к товарам на скольких-нибудь листах, да даже если на одном, — то это значит, что вас не ждут. А если заказчик не заточил торги, это означает, что он либо не захотел, либо не успел. Что касается вашего предложения — первые части заявок мы не делаем, потому что это неэффективная работа и непонятно, сколько за нее просить. То есть мы с допуском не работаем. Если вы просто хотите зайти в торги, то это вот туда — к Темуру, к Артуру и так далее (об этих господах ниже. — Прим. «Фонтанка»). Но это путь в никуда для вас. Если вы подадите (заявку), вас отстранят по какому-нибудь формальному требованию. Вы пожалуетесь (в УФАС), ваша жалоба будет признана необоснованной. Это первый вариант. Второй вариант — ваша жалоба будет признана обоснованной, и вас допустят. (В результате) вам придется или участвовать в аукционе на понижение, либо с вами договорятся, чтобы вы ушли, — Волкова изобразила жест отсчитывания денег.
— Нам рассказали, что почти все конкурсы на текущий ремонт сконструированы под конкретных участников, и ваша компания...
— Ну вот вы пишете (в справке о компании), что участвуете в этих МО (в заказах муниципальных округов). Так что, вы не знаете, что это так, я не понимаю? Вот эти все торги — точат люди.
— Нет, мы на субподряде работали.
— А... так вы хотите выйти из субподряда.
— Да. Так вот, нам рассказывали, что конкурсы ДТС именно ваша компания, как это правильно сказать... затачивает.
— Кто вам про это говорит? — улыбаясь, спросила Волкова.
— Разные строительные компании.
— Ну. Вы хотите на ДТС зайти?
— Да.
Далее Елена Волкова еще раз подробно объяснила, что она лишь исполняет волю заказчика и сама не может тянуть подрядчиков до заключения контракта. Порекомендовала сходить к Сергею Морозову, и. о. начальника дирекции транспортного строительства, или еще лучше – сразу к главе КРТИ Сергею Харлашкину. «Смысл в чем? Вы приходите к заказчику. Если он решает с вами работать, то он дает соответствующее указание (специализированной организации). Есть торги до 50 млн, я почти не участвую в них вообще, а есть торги свыше 150 млн, которые идут в основном открытыми конкурсами...
— А он контактный, Харлашкин?
— Я не знаю. Это зависит от того, через кого вы зайдете. Понятно, что если вы придете с улицы, то в лучшем случае он скажет: «Участвуйте в торгах», в худшем — вас вообще не примут.
— У нас есть люди, которые обещали нас познакомить с Харлашкиным и с Морозовым. Если с ними получится договориться, о каких процентах идет речь?
— Не могу сказать.
— А как в принципе устроен механизм участия в заказе? Как мы в нем выиграем?
— Вам все расскажут. Там не нужно об этом беспокоиться. Если вам скажут: «Делайте сами и приносите» (конкурсные документы), значит, вы ищете организацию, которая это будет делать, и приносите. На сегодняшний день понятно, кто это будет делать.
— А если в ФАС начнутся жалобы?
— Вам тоже это скажут, кто закрывает эти вопросы. Обычно если вы участвуете, так сказать, в процессе, то вам объяснят, кто и как будет отстаивать ваши интересы.
По мнению собеседников «Фонтанки», в среднем компании, «помогающие» заказчикам, берут 2 – 3 процента стоимости контракта.
Глава КРТИ Сергей Харлашкин, так же, как и и. о. начальника ДТС Сергей Морозов, на вопрос корреспондента «Фонтанки» о том, действительно ли «Интерконсалт» помогает в проведении торгов, сделал вид, что впервые об этом слышит. «Но спасибо, что вы сказали нам об этом, мы обязательно проверим эту информацию», — сказал Харлашкин. Отметим, что само по себе такое сотрудничество не запрещено (имеется в виду, когда специализированная организация просто проводит торги), однако, согласно 44-ФЗ (как, впрочем, и по 94-му закону), ее должно выбирать в результатам заказа.
После беседы с Еленой Волковой «Фонтанка» еще раз связалась с главой КРТИ Сергеем Харлашкиным. Тот, в свою очередь, вновь заявил, что не знает о сотрудничестве вверенного ему комитета с «Интерконсалтом». «Даю слово офицера, что ничего не знаю об этом. Но обязательно проверю вашу информацию», – сказал он. Напомним, что Сергей Харлашкин возглавил КРТИ в середине августа.
«Мы ждем окончания перестановок в Смольном»
У компании «Интерконсалт» – ни одного государственного контракта с ДТС или КРТИ. Зато с 2012-го по 2014 год на госзакупках можно найти договоры с муниципальным округом № 65 Приморского района, муниципальным образованием "Поселок Левашово" Выборгского района, администрацией Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленобласти, с несколькими школами и детсадами Выборгского района Петербурга. Названия этих контрактов примерно одинаковые — «услуги по составлению юридической документации», «консультативные услуги по юридическим вопросам и услуги по представительству в различных областях права», «оказание услуг для осуществления части функций по размещению заказов» и так далее.
Сотрудничество «Интерконсалта» с муниципальными округами начиналось не на ровном месте. По информации «Фонтанки», Елена Волкова в 2007 году работала в МО № 53 Невского района (ныне называется МО «Народный»), заседала в конкурсной комиссии и на практике была знакома с конкурсными процедурами. Работала Волкова и в МО «Поселок Левашово», заказы которого в качестве главы «Интерконсалта» и организовывала впоследствии.
Сейчас, призналась Волкова, у нее есть некая неопределенность относительно КРТИ в связи с состоявшимися и грядущими кадровыми изменениями в Смольном. Напомним, что Сергей Харлашкин занял свой пост недавно – в августе этого года, а директор ДТС Виктор Сулима более месяца находится на больничном, и неизвестно, вернется ли на рабочее место. «На сегодняшний день я не очень понимаю обстановку в этом комитете. Пока тайм-аут. Я что-то делаю, но пока не понимаю (ситуацию)». «До 12 ноября все рассядутся (в Смольном). Соответственно, если будет господин, который пришел к нам из Москвы, политика городская кардинально изменится, уйдет вице. Мы ждем сейчас прихода руководства, утверждения старого-нового. Останутся ли вице-губернаторы, представители комитетов, неясно. Взять хотя бы слухи про Оганесяна (Марата, вице-губернатора, контролирующего КРТИ. — Прим. «Фонтанка») — одни говорят, что он, пока не достроит стадион, не уйдет, в то же время другие говорят, что он уходит и уже чуть ли не в Москве. Политика КРТИ и всех остальных комитетов в связи с этим может измениться».
Разговор с Волковой состоялся 27 октября, еще до прихода бывшего министра регионального развития Игоря Слюняева, недавно сменившего фамилию на Албина, в Смольный. Через три дня после этого губернатор Петербурга Георгий Полтавченко внес в ЗакС обновленный список правительства. Под чьим крылом останется КРТИ, пока остается неясным.
Интересно, что Эдуард Волков в 2000-х работал заместителем начальника дирекции по организации дорожного движения. В 2005 году губернатор Валентина Матвиенко назначила его членом комиссии по вопросам работы спецстоянок для хранения эвакуированного транспорта. Волков ушел из дирекции в 2008 году, вместе с начальником дирекции Андреем Погребняком. Этому предшествовала проверка комитета финансового контроля, в результате которой выяснилось, что около 15 тыс. пропусков на въезд грузового транспорта в центральную часть города в 2007 году были списаны, а впоследствии проданы через коммерческие структуры (по неофициальным оценкам, выручка от этого мероприятия могла составить около 100 млн рублей). Место работы Волкова сейчас неизвестно, а Погребняк в феврале 2013 года возглавил дирекцию программы повышения безопасности дорожного движения, подведомственную МВД, где и работает до сих пор.
Академия конкурса
На рынке госзаказа Петербурга работает еще несколько фирм, которые проводят конкурсы и аукционы. Это «Академия конкурса» Владимира Попова, «Партнер» Владиславы Лисицыной, «Авангард» Ивана Пахомова. Раньше Пахомов работал в «Интерконсалте», но отношения не заладились, и он отщепился. «Мы с ним не сотрудничаем. Больше. КРТИ он не занимается. Занимается комитетом по строительству», — подтвердила Волкова.
«Академия конкурса», судя по сайту компании, работала в последние годы со следственным управлением СК при прокуратуре России по Ленобласти (когда Следственный комитет еще был в составе прокуратуры), горвоенкоматом Петербурга, с квартирно-эксплуатационной частью районов ЛенВО, управлением ФССП по Ленобласти и различными научными государственными институтами. «Партнер» сотрудничает с Управлением Роспотребнадзора по Петербургу, Российским научно-исследовательским нейрохирургическим институтом имени Поленова и другими учреждениями. Некоторые контракты «Партнера» прямо так и называются: «оказание услуг по разработке технических требований к товарам (работам, услугам)».
Глава «Академии конкурса» Владимир Попов дал небольшую консультацию нашей строительной компании по телефону. Он оказался человеком с юмором.
— Владимир Александрович, наша компания до сих пор занималась тем-то и тем-то, но со следующего года мы хотели бы попробовать выйти на рынок текущего ремонта дорог. Поскольку в госзаказах почти не участвовали, опыта нет. Плюс там наверняка есть свои особенности, которых мы не знаем.
— Вопрос интересный. Мы, в общем-то, не очень занимаемся этими вещами. В основном мы работаем для заказчика, организуем ему процедуры. Если у вас с ним есть такое взаимодействие, то тогда можно.
— А с потенциальными участниками не работаете?
— Работаем. Но, как опыт показывает, не особенно плодотворна эта работа. Ни радости, ни дохода не приносит. Особенно радости.
— В смысле – сложно победить?
— Да дело даже не в том, что сложно победить. Даже если ты победил, даже если в самый первый раз, то радости все равно нет.
— Так в жизни вообще радости нет.
— Мучаемся, боремся. От жизни умирают.
— А может, по крайней мере, посоветуете, к кому обратиться?
— Вы приходите к нам, но с конкретными вопросами, а не с общими.
— Так, собственно, конкретный вопрос и есть. Из года в год текущий ремонт выполняют одни и те же компании. Никто нас не ждет. Что нужно сделать, чтобы начать работать на этом рынке?
— Работать. Контакты искать. Втираться в доверие.
— Я слышал, что есть компания «Интерконсалт», которая, например, готовит требования к товарам для ДТС, закладывает в них определенные загадки, которые может разгадать только заранее предупрежденный участник...
— Господин Лучников Роман Валерьевич борется со всем этим (замглавы УФАС по Петербургу, который курирует область контроля закупок. — Прим. «Фонтанка»). И скорее всего, одолеет и победит всех со всеми этими загадками. Эта идея с загадками с ноября 2010 года реализуется.
— Ну, они на самом деле существуют, эти загадки, или это все слухи?
— Я думаю, под этим есть основания.
— И как продраться сквозь подобные загадки, если у нас нет взаимодействия с заказчиком?
— Ничего там в этих загадках сложного нет, просто нужно внимательно смотреть документацию. Многие фирмы хорошо пишут свои заявки. Есть даже такие, которые долгое время никак не могли зайти в торги, а потом взяли да научились писать заявки, и даже любо-дорого на них посмотреть сейчас. В общем, приходите, когда будет конкретный аукцион. Вот процедура, номер... Только пораньше. Мы смотрим, оцениваем, каковы наши возможности. Я вам говорю, какова вероятность, и так далее.
«Подрядчик, который ничего никому не заплатит»
Помимо фирм, которые предлагают посреднические услуги во взаимоотношениях между заказчиками и подрядчиками, есть компании, которые работают с подрядчиками и помогают им разобраться в тонкостях и «загадках» конкурсной документации. Например, небольшая строительная фирма «Спецстрой» с 2014 года больше не выполняет строительные работы, а только составляет участникам рынка документы для участия в заказах и подает за них жалобы в УФАС в случае необходимости опротестовать итоги заказа. Любопытно, что одним из ее прежних совладельцев является Константин Борисов, до конца 2013 года возглавлявший «Фирму Резерв», получившую известность на рынке текущего ремонта дорог в ноябре 2013 года, когда утренний трамвай застрял в асфальте.
Сейчас «Спецстрой» зарегистрирован на Сергея Минасяна, а интересы компании по доверенности представляет Артур Данчаров, еще недавно работавший в «Строй-инвесте» и «РСУ-3» Темура Псурути. Вот кого имела в виду Елена Волкова, говоря, что нам «к Темуру, к Артуру», если мы хотим продираться на торги с боем, а не мирным и цивилизованным путем.
Артур Данчаров пояснил «Фонтанке», что берет за свои услуги 10 – 15 процентов стоимости контракта, но не деньгами, а субподрядными работами. Вот только на субподряд выходит не «Спецстрой», а компания, которую он выбирает (зачастую это бывшие субподрядчики «Строй-инвеста» и «РСУ-3» — «Регион», «Дорремстрой», «Дорстрой» и др.). В результате часть денег, которые победитель конкурса платит своему субподрядчику, последний перечисляет «Спецстрою».
Так, например, «Спецстрой», говорит Данчаров, помогал компании «Энергодорстрой» победить в конкурсе ДТС на ремонт моста Александра Невского стоимостью 27 млн рублей, и сейчас ее субподрядчиком на этом объекте работает «Дорремстрой». «Наша задача сделать так, чтобы на борту у заказчика оказалась компания, которая ему ничего никогда не заплатит», — определил идею своей работы Данчаров.
Есть еще одна компания, которая оказывает услуги подрядчикам, и в большинстве случаев ей удается протащить компанию через УФАС, чего нельзя сказать о «Спецстрое» (большинство их жалоб признают необоснованными). Ее владелец согласился показать несколько примеров, при условии, что его имя не прозвучит в тексте. Например, говорит он, комитет по госзаказу Петербурга в октябре проводил три аукциона на реконструкцию теплосетей на Индустриальном проспекте (68 млн), на улице Ольги Форш (80 млн) и в Сосновой Поляне (63 млн). В первом аукционе выиграла фирма «Водоканалстрой», во втором — «Атри-сервис», в третьем — «Тевир». Однако все три аукциона отменило УФАС по жалобе компании «Премьер СТ», заявку которой отклонили на всех заказах. В среду, 5 ноября, заявку этой компании признали лучшей, и теперь она получит все три контракта. Все эти слова подтверждаются данными сайта госзакупок.
«Мы готовили «Премьеру СТ» заявки на аукционы и жалобы в УФАС. Оплата наших услуг будет в том, что подрядчик будет заказывать стройматериалы — песок, щебень — на тех предприятиях, где мы имеем долю или другой интерес», — пояснил собеседник «Фонтанки».
ФАС сказано "фу"
Не последнюю роль во всем этом процессе играет Управление ФАС по Петербургу и Ленобласти. До весны 2012 года ведомство возглавлял Олег Коломийченко. Его характеризуют как принципиального человека, поэтому в управлении царила незыблемая вертикаль власти. Его уходу предшествовало трагическое ДТП, в котором Коломийченко, управляя Audi Q7, столкнулся с "КамАЗом", водитель которого погиб. Весной 2012 года его сменил бывший председатель Ленсовета Александр Беляев, при котором в УФАС произошла некоторая либерализация.
Эта либерализация привела к тому, что в конце 2013 года прошла внеплановая проверка УФАС заказа «Городского агентства по промышленным инвестициям» на транспортное и инженерное обеспечение промзоны «Ржевка» стоимостью 766 млн рублей. В результате проверки итоги аукциона были отменены (имена победителей скрыты под номерами заявок), а при последующем его проведении выиграло «НПО имени Кузнецова», которое прежде никогда не получало контракты на такие работы, а тем более — на такие большие суммы.
Контракт с «НПО имени Кузнецова» был заключен в феврале 2014 года на сумму 762 млн рублей. Этой историей тогда серьезно заинтересовались компетентные органы. Как стало известно «Фонтанке», некоторых сотрудников УФАС вызывали в ОБЭП, в управление ФСБ и прокуратуру. Речь шла о том, что кто-то якобы взял 15 млн рублей за победу компании в заказе. «Данный факт не нашел подтверждения, и доследственная проверка ничем не закончилась», — говорит собеседник.
После этих событий из УФАС ушла начальник отдела контроля закупок Оксана Левченко. Она работала в УФАС еще со времен Олега Коломийченко на разных должностях: главным инспектором, заместителем начальника юридического управления, сотрудником отдела контроля закупок и затем — начальником этого отдела. В область ее контроля входили все городские закупки, в том числе заказы ДТС, комитетов по строительству, по энергетике и так далее.
В начале августа 2014 года Левченко перешла в дирекцию транспортного строительства КРТИ, на должность начальника управления контрактного обеспечения, и теперь заседает в качестве члена, а в последнее время — в качестве председателя конкурсной комиссии, которая выбирает победителя среди участников заказов. В этой же комиссии состоит инженер второй категории управления контрактного обеспечения ДТС Динара Гайфеева, которая работала под началом Левченко в УФАС. Еще одна бывшая подчиненная Левченко — Александра Рыклина — также теперь трудится в ее управлении в ДТС.
Внимательный читатель заметил, что в области госзаказа работают одни и те же люди, что на контролирующей, что на исполняющей стороне. Например, бывший специалист первого разряда УФАС Астемир Емишев сейчас работает в Управлении заказчика комитета по энергетике, где также занимается закупками. И таких примеров — немало. Более того, доходит до того, что, когда в УФАС знакомятся с текстом конкурсной документации, антимонопольщики безошибочно определяют, какая фирма ее «затачивала». «Ну, или бывает так, что читают и видят, что затачивал неизвестно кто, но в стиле такого-то конкретного точильщика», — пояснил один из собеседников.
Летом этого года на рынке госзакупок образовалась «Проектно-строительная компания «Лидер», которая подала жалобы в УФАС и отменила итоги сразу трех крупных заказов — на реконструкцию набережных Каменного острова (858 млн), на реконструкцию газопровода в Выборгском районе (150 млн), на ремонт фасада и крыши Технологического университета (770 млн).
Как уже писала «Фонтанка», директор «ПСКЛ» Дмитрий Козлов оказался родственником предпринимателя и юриста Анатолия Бикеева, компания которого — «Конкир» — совместно с УФАС издает журнал «Конкуренция и рынок». В редакционный совет этого журнала входят и бывшие начальники УФАС Олег Коломийченко и Александр Беляев, а также нынешний глава Вадим Владимиров. Помимо этого, «ПСКЛ» в 2012 году, когда Владимиров возглавлял УФАС по Ленобласти, провел ремонт в здании управления за 1,3 млн рублей.
Кроме «ПСКЛ», постоянно жалуются в петербургский и областной УФАС на дорожные заказы, но сами не участвуют в конкурсах, и некоторые другие организации, чей интерес пока остается нераскрытым. Среди них — «Твой дом», «Безопасное отечество», «Санкт-Петербургская трубная компания». В одной из крупных дорожных компаний полагают, что таким образом эти фирмы воплощают волю заказчика, который по каким-то причинам не смог договориться с подрядчиками и вынужден через антимонопольную службу чужими руками исправлять неправильные результаты заказов.
Подрядчики официально и неофициально
«Фонтанка» позвонила руководителям нескольких крупных дорожных компаний и спросила, считают ли они, что конкурсные процедуры проводятся честно и прозрачно. Официально в большинстве случаев они уверяют, что — да, честно и прозрачно. Гендиректор компании «Мостоотряд № 19» Сергей Барчевский сказал, что «у него нет никаких претензий к конкурсным процедурам в Петербурге». «Сергей Иосифович, можно ли из этого сделать вывод, что, по вашему мнению, они проводятся честно и прозрачно?» — «Можете сделать такой вывод».
Гендиректор компании «АБЗ-Дорстрой» Леонид Гиндин тоже убежден, что процедуры честные и прозрачные. «Да, конечно, так я и считаю». — «А почему вы так считаете?» — «Ну что сказать по поводу этих процедур? Конечно, честно, конечно, прозрачно. Успех определяется наличием квалификации и опыта. А многие ни квалификацией, ни опытом не обладают, поэтому и считают, что с ними поступают нечестно».
Глава еще одной крупной компании, услышав вопрос, засмеялся, после чего заявил: «Я не буду давать комментарии на эту тему. К сожалению, мне потом это боком вылезает. Вы приезжайте, я готов пообщаться не для протокола — много чего интересного расскажу о госзаказе. А для протокола не готов».
В описанной схеме распределения заказов в Петербурге некоторые бизнесмены склонны видеть нотку здравого смысла. Владелец одной крупной дорожной компании убежден, что эта система была создана не для того, чтобы обогащаться за счет казенных денег, а для того, чтобы «на торги не заявлялись компании, которые "падают" на 40 процентов, а потом не выполняют работы». «Чтобы в торгах участвовали только проверенные компании», — заключил он.
МНЕНИЕ:
Дмитрий Сухарев: О превратностях и закономерностях госзаказа по-петербургски
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»