Согласно опубликованным на днях результатам опроса "Левада-центра", 44 процента россиян не возражали бы против ограничения права на выезд за границу. Не верят в такую перспективу 20 процентов опрошенных. Остальные, видимо, либо готовы принять всё, что сочтёт нужным сделать государство для их защиты, либо просто перестали удивляться. Депутаты Госдумы рассказали "Фонтанке" о новых сюрпризах, которые готовят народу. А политолог поставил им диагноз.
Депутату Госдумы Елене Мизулиной какие-то шутники в соцсетях однажды приписали законодательную инициативу о запрете на получение высшего образования нерожавшими женщинами. И хотя "новость" была вскоре опровергнута, многие эксперты успели прокомментировать её совершенно всерьёз. Остаётся лишь догадываться, почему в это так легко поверили.
В отличие от "казуса Мизулиной", опрос "Левада-центра" об ограничении выезда возник не на пустом месте. Совсем недавно, в августе этого года, член Совета Федерации Николай Журавлёв, заместитель главы комитета по бюджету и финансовым рынкам, уже предлагал ввести налог для тех, кто отправляется на отдых за границу. Дополнительным налогообложением россиян сенатор хотел ещё раз отомстить за санкции Западу. А заодно "поддержать внутренний туризм", который нам особенно понадобится, когда не будет другого.
В августе депутаты предлагали запретить ввоз в Россию иномарок, но не всех, а только "бюджетных" – стоимостью ниже 800 тысяч рублей. Коммунист Вадим Соловьёв заявил, что необходимо запретить госзакупки всех иномарок абсолютно, в том числе – российской сборки. Депутат Олег Михеев заявил, что россиянам, которым уже запрещено носить кружевные трусы, надо запретить ходить в обуви на высоком каблуке, а также в обуви вовсе без каблука – в балетках и кедах. Потому что от этого 40 процентов граждан страдают плоскостопием.
Под знаком защиты населения, или в ответ на санкции Запада, или по обеим причинам сразу была выдвинута масса других инициатив. Запретить женщинам до 40 лет покупать сигареты. Запретить усыновление во все страны, применившие санкции. Запретить рекламу противозачаточных средств. Запретить пропаганду магии. Запретить хранение средств российских резервных фондов в США и в Европе. Запретить употребление иностранных слов. Запретить звуковую рекламу в торгово-развлекательных комплексах. Запретить продажу продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы. Запретить продажу пива в пластиковых бутылках. Донорство крови гомосексуалам запретить пожизненно. Запретить продажу алкогольных "энергетиков". Это немногое из того, что ещё не стало законом.
Из последних предложений – запрет на выведение капиталов за границу. Пока государство плодило законодательные инициативы, из страны начали бежать деньги. В первом полугодии 2014-го, по оценкам ЦБ, отток составил 50,6 миллиарда долларов, это почти вдвое больше, чем было в первом полугодии 2013-го. Агентство Fitch прогнозирует, что к концу года из России утечёт 120 миллиардов долларов – больше половины размера госбюджета. Чтобы удержать деньги внутри страны, советник президента по экономике Сергей Глазьев, выступая перед депутатами Госдумы, предложил ввести налог примерно в 18 процентов на каждый транш, уходящий за рубеж. Центробанк такие планы опровергает, но эксперты предрекают, что даже сама по себе идея приведёт к ускорению бегства.
По просьбам трудящихся
Слово "запреты" не нравится депутату Государственной Думы Ярославу Нилову. Он назвал несколько инициатив, которые выдвигал вместе с соавторами (почему-то безуспешно). Или которые намерен выдвинуть. Вот буквально на днях.
– Нужно запретить платную эвакуацию автомобилей, – начал перечислять он. – Нужно запретить чиновникам безобразно отвечать на письма граждан. В ближайшее время мы с коллегами собираемся вносить законопроекты, связанные с компенсацией стоимости проезда для вдов военнослужащих. Со снижением употребления вредных добавок в пищу, в частности – глутамата натрия. Мы продолжаем педалировать тему отмены внутрироссийского роуминга. Необходимо запретить работу частных абортариев, которые занимаются проведением криминальных абортов.
Почему-то, правда, рассматриваются в Думе, и главное – принимаются почти единогласно (при участии того же депутата Нилова), совсем другие инициативы. Ярослав Нилов заметил, что отвечает только за те проекты, которые сам предлагал.
А вот Вадим Деньгин (автор поправок, ограничивших иностранный капитал в СМИ) заверил "Фонтанку", что сегодня, на его взгляд, "ограничений вполне хватает", поэтому в ближайшее время "никаких глобальных запретов не последует". Правда, тут же он продолжил: "Но…"
– Но, – сказал Вадим Деньгин, – может быть, завтра ситуация изменится – и необходимо будет ещё что-то новое предложить. Мы живём с вами в неспокойное время, когда вокруг России скопилась туча врагов, и сейчас её пытаются растащить по углам.
Насчёт выездных виз, если верить депутату, мы можем быть спокойны: если Россия их и введёт, то без всякого желания.
– Ведь не мы пытаемся повесить этот железный занавес, это делают наши "партнёры" – европейские и американские, – объяснил он.
В ответ на просьбу рассказать о ближайших инициативах депутат Деньгин сообщил, что "после сегодняшнего совещания у Владимира Владимировича Путина касательно Интернета" Россия должна думать о собственном "программном продукте, который позволяет автономным образом жить".
– Это должен быть российский программный продукт, в том числе и то, что имеет отношение к IT-технологиям, – заявил он со знанием дела.
И только один депутат из тех, к кому "Фонтанка" обратилась с вопросами, с готовностью назвал то, что надо немедленно запретить.
– Запретить государственному банку покупать доллар, евро, фунт стерлингов и швейцарский франк, – предложил Евгений Фёдоров. – Это будет означать резкий рост экономики страны. Приблизительно на 15 – 20 процентов в год.
Вторым номером (хронологически, но не по значимости) он назвал инициативу по части внутренней политики страны.
– Я бы предложил запрет на "пятую колонну", – объявил он. – Необходимо прекратить её функционирование.
Под "пятой колонной" он подразумевает вовсе не оппозицию, как можно было подумать, а "тех, у кого есть организационная связь с иностранным государством, направленная на обеспечение интересов иностранного государства". Чтобы искоренить их, сказал депутат Фёдоров, "придётся поменять Конституцию, потому что Конституция предусматривает ключевой статус "пятой колонны".
Кривое зеркало
Политолог Дмитрий Орешкин по просьбе "Фонтанки" попробовал дать прогноз: какие законы, по его мнению, из нижней палаты в ближайшее время выйдут.
– Думаю, что в течение полугода появится инициатива по ограничению операций с личными финансами, с драгоценными металлами и иностранной валютой, – полагает он. – Появится инициатива о том, чтобы расширить, например – по просьбам трудящихся, понятие "экстремистский сайт".
Необходимость ввести выездные визы, по мнению политолога, тоже может наступить, но не раньше, чем через полгода.
– Инициатива в этом смысле будет, – уверен он. – Это не значит, что её поддержат напрямую. Власть в таких случаях демонстрирует сдержанность и либеральность. Условно говоря, снизу трудящиеся массы требуют четвертовать журналистов, а власть говорит: ну что вы, мы же гуманные люди, поэтому просто головы отрубим. Не то чтобы визы будут введены, но что-то такое произойдёт.
Могут, по мнению политолога, последовать и другие меры. Но все они впишутся в общую тенденцию. Например, может быть введён запрет на иностранную символику – вроде маек с флагом США. На иностранные фильмы. На доступ к иностранным источникам информации.
– Кругом – враги, которые хотят нас разрушить, – объясняет он направление ветра, которому чутко следует Госдума. – Режимы, неэффективные в экономическом и социальном плане, могут существовать только в информационной изоляции. Чтобы люди не могли сравнивать, как живут пенсионеры здесь и как там, какое медицинское обслуживание здесь и какое там, как устроена страховка здесь и как там, какие доходы здесь и какие там. Мы должны жить за информационным железным занавесом, и нам будут говорить, что мы самая читающая нация, что мы самые образованные и самые культурные. Так было в Советском Союзе – и многие люди до сих пор так и думают, что тогда так было. Отсюда – борьба со всем иностранным.
Всё это Дмитрий Орешкин считает одним комплексом симптомов. И называет "кривым зеркалом", которое "отражает социальный заказ, поступающий сверху".
– Депутаты думают о своей политической карьере, – считает политолог. – Они лучше нас с вами информированы о том, какие действия вызывают одобрение, поэтому веяния наверху улавливают обонянием лучше, чем мы. Они имеют в виду отметиться и получить одобрение на самых верхах. Бегут впереди гудка паровоза – и рискуют. Но рискуют не особенно. Если не понравится инициатива – её остановят, если понравится – поддержат.
Политолог добавляет, что депутаты отвечают не только на "социальный заказ сверху", они чутко ловят и "запросы снизу". Отсюда появляются такие идеи, как, например, запрет на донорство для гомосексуалов или на глутамат натрия.
– Это тоже "кривое зеркало" – зеркало того, что показывают по телевизору: нас обложили враги, гомосексуалы, каннибалы, – объясняет Дмитрий Орешкин. – Но откуда это идёт? Это идёт от того самого политического менеджмента, который через средства массовой информации создаёт в стране такую атмосферу.
Всё это вместе, по словам политолога, означает "медийно-социальный шум, который отражает постепенное схождение страны с ума".
Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"