В России вступили в силу очередные поправки к закону об ОСАГО (так называемый третий пакет). Купившие новые полисы по пока еще не повышенным тарифам вправе рассчитывать на увеличенные выплаты. А вот запуск безлимитного «европротокола» по техническим причинам откладывается.
Основные проблемы связаны традиционно с нерасторопностью чиновников Банка России, который теперь является регулятором страхового рынка. Закон приняли еще летом, но необходимые для его реализации нормативные акты пока даже не разработаны. Задержка принесет «радость» некоторым автовладельцам и причинит немалый ущерб страховщикам.
Не в деньгах счастье
Закон предусматривает, что автовладельцы, полисы которых выписаны после 30 сентября, могут рассчитывать на повышенные выплаты – до 400 тысяч рублей. Сейчас лимит составляет 120 тысяч на один автомобиль и не более 160 тысяч рублей в сумме. Кроме того, при оценке поврежденного транспортного средства износ не может превышать 50 процентов (по действовавшим ранее нормам – 80 процентов). То есть собственник даже самого «раздолбанного» транспортного средства вправе возместить за счет страховой компании как минимум половину расходов на ремонт. Существенно обновив, соответственно, свой «экипаж».
Повышение выплат предполагало соразмерное увеличение и тарифов. По прогнозам участников рынка и самого «мегарегулятора», стоимость полисов ОСАГО с 1 октября должна была вырасти примерно на 30 процентов. Однако соответствующий приказ пока не принят. Его проект Банк России представил на общественное обсуждение еще месяц назад, но самих тарифов в нем не было (вместо конкретных цифр – пресловутые «X»).
Страховщики признают, что пока вынуждены оформлять полисы по «старым» ценам. «Выиграют те, у кого действующий полис заканчивается в ближайшее время, и они приобретут новый, – говорит Юрий Берхман, первый заместитель генерального директора страховой компании «АСК». – Вперед полис купить нельзя, расторгнуть действующий договор тоже».
По данным надзорной службы, среднемесячный рынок ОСАГО в Северной столице оценивается в 700 миллионов рублей. То есть каждый день задержки в утверждении новых тарифов обходится петербургским страховщикам почти в 7 миллионов рублей. А новый «прайс» можно будет применять только через десять дней после официального опубликования приказа Банка России.
Космический контроль
Вступающие в силу нормы закона предоставляют автолюбителям столичных регионов (Москвы, Петербурга, Московской и Ленинградской областей) особые привилегии – безлимитный «европротокол». Если в ДТП разбилось два автомобиля и нет пострадавших (ущерба жизни или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов), оформить аварию можно не вызывая ни ГИБДД, ни страхового комиссара. Причем независимо от размера возможного убытка, тогда как на федеральном уровне он лимитирован (с 1 августа – суммой в 50 тысяч рублей).
Однако такая привилегия может применяться при соблюдении двух условий: оба участника происшествия купили полисы ОСАГО не ранее 1 октября, а главное – смогли зафиксировать повреждения и положение транспортных средств с помощью фото-, видеотехники и навигатора ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Причем не любых, а только соответствующих установленным правительством России требованиям и гарантирующих «некорректируемую регистрацию информации» (то есть невозможность отредактировать запись). Пока такие требования опять же не определены, а соответственно – автовладельцы лишены возможности использовать упрощенный порядок оформления ДТП.
В компании «Ренессанс-страхование» также напоминают, что Банк России не утвердил и новую форму бланка полиса, отражающую повышенные лимиты. «Таким образом, нужно продолжать оформлять полисы ОСАГО на старых бланках, но размер лимита будет определяться датой заключения договора», – поясняют в компании.