Автомобильный завод General Motors переходит на одну смену производства, сокращая численность персонала на 500 человек. Предприятие в условиях падения продаж на уровне 30% оптимизирует расходы, подгоняя производственную программу под потребности рынка. Эксперты считают, теперь дно в отрасли достигнуто. Производители, терпевшие крупные убытки, переориентировали свои программы, остальные работают стабильно. Ситуация ухудшится только в случае введения новых санкций, затрагивающих автопром.
Автозавод General Motors в Шушарах сокращает численность персонала на четверть, рассказала «Фонтанке» пресс-секретарь предприятия Виктория Чуйкина. Сегодня работникам объявили о том, что предприятие с 6 октября переходит на работу в одну смену. Таким образом, заводу больше не понадобится 500 сотрудников, среди которых и производственный, и офисный персонал. Еще вчера на предприятии числилось 2 тыс. человек. Завод стал вторым, решившимся на массовые сокращения. Весной автозавод Ford во Всеволожске сократил 700 сотрудников, что составляло 35% от общего числа персонала.
В пресс-службе пояснили, что сокращение численности персонала пройдет в рамках специальной программы по расторжению трудовых договоров. Программа подразумевает выплаты каждому сотруднику в размере шести месячных окладов. На заводе планируют уладить все формальности до 1 октября.
В этом месяце предприятие работает всего четыре дня, с 15 по 18 сентября. Дальше последует простой, о котором сообщалось в августе. В следующем месяце предприятие будет работать восемь дней – с 6 по 9 октября и с 28 по 31 октября. С ноября завод должен вернуться в обычный график – пятидневную рабочую неделю, на данный момент корректировок по производственному графику не предусмотрено.
Переход на одну смену произошел в связи с падением продаж на российском автомобильном рынке, за восемь месяцев они снизились на 12,1%. На продажах сказалось, в частности, падение курса рубля, признают в компании.
«В 2013 году рынок в России был третьим по величине после Великобритании и Германии, но сейчас он переживает трудные времена, – приводит слова председателя совета директоров Opel Group (европейское подразделение General Motors) Карла-Томаса Нойманна пресс-служба компании. – Мы верим в долгосрочный потенциал российского рынка, тем не менее, в настоящий момент наблюдается сильное давление на объемы продаж и ценообразование в связи с дальнейшим ослаблением рубля. В связи с влиянием данной ситуации на результаты деятельности Opel Group, которая сохранится до конца текущего года, мы уже сейчас принимаем меры, призванные сократить риски».
Кроме перехода на односменный график работы, предусмотрены и другие меры. В частности, управляющим директором GM в России назначена Сюзанна Веббер, состоявшая прежде в совете директоров Opel Group и занимавшая должность управляющего директора подразделения закупок европейского подразделения GM. Веббер должна стабилизировать бизнес в России и подготовить его к последующему росту. Свою карьеру в GM она начала в 1997 году и имела опыт работы в закупках, снабжении и управлении издержками. С 2010 года отвечала за закупки и снабжение в Европе. Управляющий директор GM в России Энди Данстан назначается вице-президентом по продажам и послепродажному обслуживанию.
Компания собирается ускорить процесс локализации, доведя его в среднем до 60% по России однако, каким образом это будет сделано, пока не сообщается. Автомобили американской корпорации за 8 месяцев заняли 7,8% российского авторынка. За тот же период прошлого года доля компании составляла 9%. В России GM производит автомобили Opel, Chevrolet и Cadillac. В Петербурге собираются модели Opel Astra и Chevrolet Cruze.
Эксперты считают сокращение производства на автозаводе закономерным, отмечая падение продаж собираемых в Петербурге моделей концерна на 30%. Глава аналитического агентства Auto-Dealer-СПб Михаил Чаплыгин объяснил, что GM работает в сегменте с очень жесткой конкуренцией: в России свои производства, кроме американской корпорации, действуют у Renaut, Wolksvagen и Skoda. В этом же сегменте работает и Ford. Обе компании подвело запоздание с обновлением модельного ряда.
«Модель живет в среднем три года. Ford Focus обновлялся последний раз в 2011 году. Chevrolet Cruze также давно не обновлялся. Что и послужило причиной того, что компании проиграли на высококонкурентном рынке», – рассуждает эксперт.
Для сравнения спрос на собираемые на автозаводе «Хёндэ» Kia Rio и Hyundai Solaris за восемь месяцев стабилен. Небольшие колебания наблюдаются на Toyota Camry, которые поддерживают в том числе регулярно проводимые госзакупки. А модели Nissan за полугодие показали рост на 6%.
Начальник аналитического отдела Финансовой группы «Доходъ» Всеволод Лобов считает General Motors самым проблемным автозаводом города. Он уверен, что при условии сохранения макроэкономических факторов (курс рубля, спрос) авторынок достиг своего дна. Ситуация может усугубиться только в случае введения новых санкций, затрагивающих производство автомобилей. На сегодня производители уже оптимизировали свои программы, подогнав их под рынок. «Отдельно сокращение производства на GM не сильно повлияет на индекс промышленного производства (ИПП). Но если стагнация отрасли продолжится, мы прогнозируем падение ИПП на 0,2% до конца года», – сказал аналитик.
По итогам восьми месяцев ИПП Петербурга упал уже на 8,2%. Индекс производства транспортных средств и оборудования по сравнению с январем-августом прошлого года снизился на 2,5%.
Герман Костринский,
«Фонтанка.ру»
© Фонтанка.Ру