Благотворительный фонд в поддержку развития спорта инвалидов «Точка Опоры» регулярно публикует в СМИ интервью со спортсменами с ограниченными возможностями здоровья. Герои наших материалов смогли не только преодолеть себя и достигнуть спортивных высот, они каждый день вносят свой вклад в развитие паралимпийского спорта в нашем городе, организуя тренировки, мастер-классы и соревнования, пропагандируя здоровый образ жизни и преодоление всех барьеров через спорт. Сегодня мы расскажем о скалолазании для людей с ограниченными физическими возможностями. Хотя почему ограниченными? Михаил Сапаров, Чемпион мира 2011 года по параклаймбингу, на своем примере демонстрирует, что все ограничения на самом деле – только в наших мыслях.
В 24 года в результате несчастного случая Михаил лишился правой руки. Окончив училище, вуз, Михаил получил специальность бухгалтера-экономиста, женился, стал отцом двоих сыновей. А в 2009 году супруга случайно увидела объявление о занятиях адаптивным скалолазанием для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 2011 году стал Чемпионом мира по параклаймбингу в своей категории. С 2012 года Михаил Сапаров – председатель комиссии по активному скалолазанию в России, он организует фестивали и открытые уроки для инвалидов, на которых делает акцент на том, что надо заставлять работать свои мышцы. В этом году Михаил заканчивает НГУ им. П.Ф.Лесгафта, а потом планирует получить диплом инструктора по адаптивному скалолазанию. Таких инструкторов у нас еще нет – он будет первым! Но бесплатные занятия с детьми на скалодроме он проводит уже сейчас.
- В 2011 году после соревнований в Италии вас называли единственным в мире одноруким скалолазом, на чемпионате у вас попросту не было соперников. Какова ситуация на сегодняшний день, есть ли с кем соревноваться?
Сейчас я готовлюсь к Чемпионату мира по скалолазанию в Испании, там и узнаю, кто для меня конкурент. Если же их не найдется вновь, то буду участвовать в общей группе, конечно, если правила не поменяют.Хотя, в прошлом году проводил презентацию адаптивного скалолазания в городе Тихвин Ленинградской области на межрегиональной спартакиаде среди инвалидов, и там было 7 ребят и одна девушка и все левши, вот это потенциальные соперники и конкуренты, вот кого надо выращивать…
- Мы можем говорить о том, что скалолазание как вид спорта появилось в нашей стране. На каком уровне развития оно сейчас, и кто его развивает?
Да, само скалолазание появилось в СССР в 1947 году. В 2000-х поступило предложение вовлечь в этот спорт инвалидов, и в 2009-2010гг. в мире прошли соревнования с участием спортсменов с ограниченными физическими возможностями. В них соревновались ребята из России, Японии, Беларуси, Германии, Италии и Испании.
Сейчас в России скалолазание развивается трудно, медленно, но непрерывно, пока не имеет финансирования и поддержки государства. У нас есть спортсмены международного уровня, которые готовы выехать на любое состязание, но за свой счет выезжать на соревнования не хотят, их понять можно… И мне необходимо искать пути финансирования для развития спорта и спортсменов.
Как председатель комиссии по спортивному скалолазанию среди лиц с ограниченными возможностями и ответственный за развитие адаптивного скалолазания в России, чтобы привлечь внимание и средства для развития paraclimbing, чтобы в нашей стране была спортивная конкуренция среди инвалидов, с прошлого года я начал проводить интерактивные презентации по адаптивному скалолазанию. Я рассказываю историю спорта, знакомлю со снаряжением, объясняю как работать со страховкой, технику безопасности и правила поведения на скалодроме, рассказываю о международных стартах и правилах, показываю своим примером, как можно лазать, и конечно, всем предоставляется возможность совершить своё маленькое «восхождение» и подняться выше своей головы. Конечно, пока больших охотников помогать не нашлось, но у слушателей и их родителей появляется интерес к адаптивному скалолазанию.
На сегодняшний день адаптивное скалолазание развивается благодаря энтузиазму и бескорыстной помощи неравнодушных людей. Это предоставления помещения для тренировок, помощь в проведении презентаций, доставка, монтаж и установка скалодромов, накрутка трасс, а также снаряжение и работа страховщиков. И пока все это было бескорыстно, но у людей свой бизнес и свои планы, и мы не можем все время находиться у них на иждивении.
- Каковы особенности скалолазания для людей с ограниченными физическими возможностями?
- Параклаймбингом могут заниматься незрячие: В1 – тотально слепые, В2 – частичная потеря зрения до 5%, В3 – частичная потеря зрения до 20%. Первые две подгруппы лазают на трассе по подсказкам ведущего. Но самая большая группа – ПОДА: спортсмены-спинальники и те, кто перемещается на колясках, ампутанты верхних и нижних конечностей, спортсмены с ДЦП, артрит, прочие диагнозы, по которым есть инвалидность. Список пополняется ежегодно за счет новых спортсменов.
Все тренировки и соревнования проводятся только на искусственных сооружениях типа «Скалодром» открытого или закрытого типа. Используется только верхняя страховка (2 штуки), одна помогает избегать соприкосновения с трассой при срыве. На квалификации используется стена эталонной трассы высотой 15 метров. А остальное – только выносливость.
- Есть ли разработанная система или каждый лазает так, как ему удобно?
Определенной системы нет, на начальном этапе каждый лазает как ему удобно, и как он чувствует свое тело. Но во время лазания необходимо корректировать движения, заставлять правильно работать конечности. Это достигается посредством выполнения подводящих упражнений и изучения новых двигательных действий. Со временем каждый спортсмен приходит к общей методике скалолазания, до этого доходит его сознание и функционал.
- Где обучаются параклаймбингу и куда можно обратиться в нашем городе?
- В Петербурге можно обращаться ко мне. В нашем городе я подготавливаю незрячего спортсмена на международные соревнования, но есть еще и группа слабовидящих ребят, которые лазают для своего удовольствия.Так же в рамках работы над дипломным проектом я взял нескольких детей с разными заболеваниями (ДЦП, ЗПР) и стараюсь привести в норму их физическое состояние, т.е. мы занимаемся их реабилитацией.
– Какие существуют ограничения по физподготовке?
-Ограничения только в головах родителей и ребенка, которые они ему внушают, а также наличия открытых форм заболеваний, эпилепсия, лень и очень большая лень.
- Расскажите о реабилитации детей с ДЦП через скалолазание.
- Первое – как написано в учебных пособиях, при реабилитации или адаптации к спорту необходимо учитывать особенности каждого человека по его заболеванию. Как я говорил ранее, во время лазания необходимо корректировать движения, достигается это посредством выполнения подводящих упражнений. Результатом правильного выполнения действий в процессе реабилитации у ребенка формируется мышечный корпус, вырабатывается равновесие, все действия конечностей начинают работать согласованно, появляется уверенность в себе и своих действий, что для ребенка с диагнозом ДЦП очень важно.
Я работаю с детьми, которые проявляют желание к тренировкам, даже через собственные страхи, с ленивыми не работаю, жалко времени. Предварительно могу сказать, что реабилитация проходит успешно.
– Многие родители детей-инвалидов боятся отдавать их в спорт, что посоветуете?
- Всегда есть выбор. Спорт – это развитие, как духовное, так и физическое, людям с патологиями необходимо постоянно заниматься физическими упражнениями. В противном случае уже через несколько лет добавятся новые диагнозы «от посиделок на печи».
– В нашем обществе еще существуют определенные стереотипы, связанные с людьми с ограниченными физическими возможностями. Причем как у самих инвалидов, так и у людей без недугов. Истории, подобные вашей, призваны их разрушать. Насколько вы сами сталкивались в жизни с такими проблемами – приходилось ли что-то кому-то объяснять, доказывать, сталкиваться с непониманием со стороны общества?
- Да! Сталкивался… Основная проблема была при устройстве на работу (вторая моя специальность – бухгалтер-экономист), но те руководители, которые понимали, что им нужен специалист, рассматривали мои профессиональные качества. Были и такие, которые смотрели на протез. Во многих отделах кадров важна в первую очередь эстетика или красота, потом психологические качества, и в последнюю очередь специализация. Вот поэтому, наверное, в нашей стране многие организации быстро закрываются и исчезают так же, как красота…
И в один прекрасный момент я подумал:почему я думаю как «они», те, кто на меня не так смотрит. Я просто взял и «плюнул» на это и перестал думать за «них». А если я буду думать за «всех» тех, с кем я сегодня общался, то у меня на себя жизни не хватит, а мне необходимо жить для себя и своей семьи. И как отрезало. Очень много моих друзей, которые говорят мне так: а мы даже и не видим, что у тебя нет руки…. И это правда.
Объяснять и доказывать никому ничего не надо, тем более взрослым, если вы не математик.
– Как вы думаете, в чем причина такой реакции общества?
- Я сказал бы по-другому, это не реакция, это ОТНОШЕНИЕ общества к очень маленькой группе людей в мировом масштабе.
Приведу свежий пример: У нас в России параклаймбингом занимается Чемпион мира и призер по дисциплине скорость, 1993-1999 гг, неоднократный чемпион России, Европы, победитель кубков мира и X Games игр – Нецветаев Владимир. Недавно получил тяжелую травму головы, руки и ноги целы, память и понимание трезвое. Он признается, «что никогда не думал, о том, что будет в «этой» лодке». Вот только сейчас он начал понимать о том, что такое инвалидность, что за этим стоит.
Так же и я, будучи здоровым, молодым, перспективным в расцвете сил становлюсь инвалидом, и…. Вот она – другая жизнь и всё совсем по-другому.
Но у этой «медальки» есть обратная сторона: человек, получивший инвалидность, начинает «перегибать палку», что ВСЕ и ВСЁ ему должны. И когда у людей такой подход, у других оно вызывает неприязнь, что, соответственно, сказывается на последующем понимании и снисходительности. Поэтому я понимаю тех, кто в лодке инвалидности и тех, кто не в ней. Никто никогда не поймет как «прохладно» летом в пальто, пока его не наденут на себя.
Моё мнение: общество просто не воспитано. Возможно это отголосок Великой Отечественной войны, когда половина населения нашей страны была инвалидами, все страдали от одних и тех же ран. И выделять инвалидам что-либо в качестве снисхождения не стали, привлечь их к чему-либо не смогли, необходимо было поднимать страну из руин, а со временем «снисхождение» или «понимание» стерлось из памяти людей. И только в 80-х годах начали обращать внимание на детей с врождёнными пороками и быстро их изолировали в дома-интернаты. И все становилось «хорошо».
– Михаил, заряду положительной энергии в вас и ее бездонному запасу можно только позавидовать, откуда вы ее черпаете? Может быть, есть секретное ноу-хау от Михаила Сапарова?
- Стараюсь не держать в себе негатив. И спортом его выгоняю из себя…
– Что вы пожелаете читателям?
- Каждый человек по-своему уникален, в нем есть положительные и отрицательные качества. Преобладание положительных качеств дает положительную энергетику, а отрицательные качества отнимают ее.
Просто присмотритесь к себе, найдите свою уникальность и развивайте ее. И не надо тратить время на то, чтобы думать за «другого», думайте только за себя. И всем только положительных эмоций, искать понимания и не быть ленивым!
Узнать больше о Михаиле Сапарове и других спортсменах, а также поддержать их, вы можете на сайте БФ «ТОЧКА ОПОРЫ» www.fondopora.ru
Вместе мы победим!
Материал подготовлен сотрудниками благотворительного фонда «ТОЧКА ОПОРЫ»