В петербургском метрополитене в очередной раз установят экспериментальные эскалаторы. Как стало известно «Фонтанке», «Метрострой» согласовал в Смольном установку на станции «Проспект Славы» восьми тоннельных эскалаторов собственного производства вместо подъемников петербургского завода «ЭЛЭС». Эксперимент по использованию на «Спортивной-2» больших эскалаторов немецкой фирмы «ТиссенКрупп» признан неудачным.
«Метрострой» ведет строительство Фрунзенского радиуса метро с конца 2013 года, общая стоимость работ составляет около 30 млрд рублей. Как ожидается, работы будут завершены к концу 2017 года: к этому времени за «Международной» появятся еще три станции – «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Согласно контракту, заключенному с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, компания самостоятельно приобретает эскалаторы, которые будут установлены на станциях.
Станция «Проспект Славы» будет глубокого заложения, с двумя вестибюлями – на пересечении Бухарестской улицы с проспектом Славы и Альпийским переулком. С каждого вестибюля на платформу будут вести по четыре тоннельных эскалатора длиною около 65 метров и общей стоимостью в 360 млн рублей. В подземных переходах смонтируют четыре траволатора (горизонтальных эскалатора) стоимостью 194 млн рублей, по которым смогут двигаться пассажиры с тяжелыми сумками или просто не желающие идти пешком.
Станция «Дунайская» будет мелкого заложения, как «Ленинский проспект» или «Купчино». В два подземных вестибюля будут вести в общей сложности двенадцать поэтажных эскалаторов длиною 8,9 метра и стоимостью 300 млн рублей. Как и на «Проспекте Славы», в переходах смонтируют четыре траволатора за 100 млн.
На станции «Шушары», которая будет мелкого заложения, из специального оборудования будут только лифты для маломобильных групп за 12 млн рублей. Такие же лифты появятся и на «Дунайской». Таким образом, совокупная стоимость эскалаторов, траволаторов и лифтов составляет около 1 млрд рублей.
В проекте указано, что на «Проспекте Славы» должны быть установлены тоннельные эскалаторы модели Е55Т, которые производит петербургский завод «ЭЛЭС» – наследник советского завода имени И.Е. Котлякова. Однако в последнее время «ЭЛЭС» постоянно срывал сроки поставок подъемников в Петербург и другие регионы России. По словам игроков рынка, из-за потери репутации на рынке предприятие испытывает проблемы. Согласно данным аналитической системы СПАРК, в 2011 году выручка компании составила 779 млн рублей, в 2012-м – 487 млн, в 2013 году – только 56 млн рублей. «На сегодняшний "ЭЛЭС" уже практически прекратил существование», – заявил 11 сентября гендиректор Кировского завода Георгий Семененко, представляя врио губернатора Георгию Полтавченко новый эскалатор своего дочернего предприятия «Универсалмаш».
По информации «Фонтанки», в связи с этим «Метрострой» попросил профильный комитет по развитию транспортной инфраструктуры согласовать установку иных тоннельных эскалаторов, а не тех, что указаны в проектной документации. В качестве альтернативы подрядчик предложил подъемники собственного производства, которые планируется выпускать на базе ЗАО «СМУ-9 Метрострой». Там же подготовлен и опытный образец. Таким образом, компания, во-первых, сможет получить дополнительный контракт на 360 млн рублей, а во-вторых, не будет зависеть от поставщика подъемников. Ранее «Метрострой» неоднократно высказывал претензии к работе «ЭЛЭСа», который срывал сроки поставок комплектующих, в частности – для наклонного хода «Спасской». При этом часть деталей «Метрострой» впоследствии был вынужден отправлять обратно на переделку или подгонять самостоятельно.
В самом комитете отметили, что в курсе намерений «Метростроя». «В рамках контракта подрядчик вправе установить любое оборудование, соответствующее проекту», – говорят в Смольном. По информации «Фонтанки», на рабочих совещаниях представители «Метростроя» высказывают готовность не менять проект и смонтировать свои подъемники на конструкции, предусмотренные для продукции «ЭЛЭСа». Впрочем, не исключен вариант, что технические характеристики конструкций, в том числе железобетонного основания, придется менять, и тогда эту часть проекта придется переделывать. Формально на время согласования изменения в Главгосэкспертизе работы на «Проспекте Славы» должны быть частично приостановлены, однако, например, в случае со «Спортивной-2» этого удалось избежать.
В согласованном проекте «Спортивной-2» предусмотрена установка четырех подъемников типа «ЭТХ» производства «Универсалмаша» – «дочки» Кировского завода. Именно эти эскалаторы были установлены в переходе с «Садовой» на «Спасскую» в 2009 году, а в 2010 году они уже были поставлены на ремонт. Учитывая негативный опыт «Спасской», «Метрострой», по согласованию со Смольным, закупил для «Спортивной-2» четыре тоннельных подъемника немецкой компании «ТиссенКрупп». При этом работы по строительству наклонного хода не приостанавливались, а измененный проект до сих пор не прошел согласование в Главгосэкспертизе. Впрочем, в случае с «Проспектом Славы» у «Метростроя» больше времени: монтаж подъемников начнется только в 2016 году.
Добавим, что метрополитен и «Метрострой» признали опыт установки длинных эскалаторов «ТиссенКрупп» неудачным. Их конструкция такова, что в случае поломки придется снимать ступени для доступа к движущему механизму. И эскалаторы «ЭЛЭСа», и эскалаторы «Метростроя» позволяют работникам подземки провести ремонтные работы снизу, не разбирая лестничное полотно. При этом поэтажные подъемники, на производстве которых «ТиссенКрупп» и специализируется, наоборот, считаются качественными. По этой причине «Метрострой» намерен закупить 12 поэтажных эскалаторов для «Дунайской», а также 8 траволаторов для переходов именно у немецкой фирмы.
В заключение добавим, что в борьбу за нишу, которая освободилась после упадка «ЭЛЭСа», вновь включаются Кировский завод и его «Универсалмаш». Предприятие разорвало все отношения с инженером Виктором Христичем, который является автором скандально известного подъемника «ЭТХ», и разработало новый эскалатор «ЭТК» («Кировский»). Если в ЭТХ движущий привод был установлен под наклонной частью эскалатора, что является причиной шума и постоянных поломок, то в ЭТК привод смонтирован в верхней части эскалатора. Аналогичное решение применяется в продукции «ЭЛЭСа» и «Метростроя».
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»