Финские продукты в магазинах Петербурга заменят российскими, а часть — привезут из стран, не попавших под запрет на ввоз продовольствия в Россию. Первой о таком намерении объявила сеть 18 гипермаркетов Prisma, где 30% товаров — финские. Проблемы будут и у гипермаркетов «К-Руока» компании «Кеско», в магазинах «Стокманн», а также у крупнейшего поставщика молока — «Валио» и у финского концерна «Атрия», который продает в России мясные изделия под марками «Пит-продукт» и «Кампомос».
Правительство РФ днем 7 августа опубликовало список продуктов, ввоз которых в Россию запрещен в течение года из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Крупнейшим торговым партнером для Петербурга является Финляндия: 5% импортных товаров, продаваемых в городе, привезены оттуда. За первый квартал 2014 года, по данным Северо-Западного таможенного управления, Петербург закупил их на $343 млн (256 млн евро), а за 2013 год — на $1,8 млрд (1,3 млрд евро).
По данным финской таможни, общий объем финского экспорта в Россию составил 5,4 млрд евро в 2013 году, из них доля продовольственных товаров составила около 400 млн евро. За январь – май Финляндия продала России продовольственных товаров на 170 млн евро, что на 5% больше, чем за пять месяцев 2013 года.
Крупнейшими владельцами торговых сетей в Финляндии являются компании S-Group и K-Group. В Петербурге у них есть дочерние фирмы, которым принадлежит сеть 17 гипермаркетов Prisma, где доля финских товаров составляет около 30%, и четыре гипермаркета «К-Руока» («Кеско»), где финских товаров — 4 – 5%.
В список запрещенных товаров попали продукты, которые возят из Финляндии и продают в торговых сетях Петербурга. Среди них — копченое мясо, охлажденная рыба в герметичной упаковке, колбаса, орехи, овощи. В каталоге товаров Prisma указаны также соусы Saarioinen, молочные продукты Valio.
Помимо этого, в Финляндии около 130 производителей выпускают около 2 тыс. товаров под товарным знаком Pirkka. Часть из них продают в сетях «К-Руока» в Петербурге. «С каждым днем к нам приезжает все больше этих товаров. Пока это только продукты», — говорится в официальных материалах «К-Руоки». В будущем планировалось довести количество товаров Pirkka в Петербурге до 1 тыс. видов. «Особенное внимание мы уделяем ассортименту… свежих овощей и фруктов. Отечественные, импортные овощи, свежая зелень, пряные травы, салаты, традиционные и экзотические фрукты и ягоды…» — по-прежнему говорится на официальном сайте компании.
Как сообщила «Фонтанке» гендиректор сети магазинов Prisma Марита Коскинен, в России компания имеет долгосрочный план и «будет продолжать работать согласно данному плану». «Мы откроем два (новых) магазина в четвертом квартале 2014 года, как и планировали. Конечно, ситуация непростая, но все розничные сети, работающие в России, находятся в одинаковых условиях, и мы будем проводить изменения ассортимента, исходя из предложений (производителей) в России и в других не затронутых запретом ввоза странах», — сказала она. В «Кеско» сообщили, что в курсе ситуации, но пока не готовы рассказать, как будут действовать дальше и чем намерены заменять финские продукты. Финские товары встречаются и в российских торговых сетях, но в меньшей степени. Например, в магазинах X5 Retail Group («Карусель», «Перекресток», «Пятерочка») продается детское питание, произведенное в Финляндии компанией Nestle Finland (дочерняя компания швейцарской Nestle). В основном это растительно-мясное пюре различных разновидностей — «рагу из индейки», «говядина по-домашнему», «спагетти с цыпленком». В X5 пока не прокомментировали ситуацию. Также в России работают 7 магазинов «Стокманн» (в одном из них в Петербурге помимо одежды продают еду). В компании не ответили на вопросы.
Огромное количество молочных продуктов в Петербурге произведено финской компанией «Валио», которая перерабатывает около 85% финского молока. В 2013 году выручка «Валио» в России составила 378 млн евро, что составляет пятую часть всего оборота компании. Экспорт в Россию составляет 49% всего экспорта фирмы. В Финляндии компании принадлежат 15 заводов, которые выпускают масло, йогурты, творог, сметану и другие молочные продукты.
Официальных комментариев в «Валио» в России не дают, но замечают, что часть продукции, продаваемой в России, производится на российских заводах компании, один из которых в Московской области, другой — в Ленинградской. Причем, как говорится на сайте фирмы, на них используется российское молоко. Директор по коммуникациям компании Пиа Контунен сказала в финских СМИ, что, скорее всего, производившееся для России молоко теперь пойдет на молочные смеси или сыры, которые имеют долгий срок хранения и могут быть проданы в других странах. Вице-президент компании Мика Коскинен заявил, что «не верит в происходящее», но отмечает, что для России запрет на ввоз невыгоден, так как у нас дефицит молочной продукции.
Серьезных осложнений ждет финский производитель мяса «Атриа», который представлен в России торговыми марками «Пит-продукт», «Кампомос» и сетью быстрого питания «Сибилла». Директор компании Юха Грен сообщил финским СМИ, что вырастут цены на сырье для российских заводов «Атриа». По всей видимости, это приведет к росту розничных цен на продукцию компании.
Глава Ассоциации пищевой промышленности Финляндии Хейкки Юутинен заявил в финских СМИ, что 25% продовольственного экспорта уходило в Россию, а цена возможных потерь для Финляндии оценивается в 400 млн евро в год. Кроме того, специалисты полагают, что после снятия запрета на ввоз продуктов в Россию, если это произойдет, его восстановление будет крайне медленным.
Новости из России, судя по всему, выбили пресс-службы финских компаний из рабочей колеи – во всяком случае, ни на одном из финских предприятий в России, до которых дозвонилась «Фонтанка», ясного представления о своих планах дать не смогли. В головном офисе «Валио» в Москве, например, трубки телефонов никто даже не поднимает.
Отметим, что на российско-финской границе чем дальше, тем время ожидания в очереди грузовиков увеличивается. В полдень 7 августа, по данным сайта «Граница-онлайн»), время ожидания на пункте «Торфяновка» (в направлении из Финляндии в Россию) составляло 9 часов, а в «Брусничном» и «Светогорске» — час-два. По состоянию на 15:45, грузовая очередь в «Торфяновке» составляет уже 13 часов 30 минут, в «Брусничном» — 3 часа 40 минут, в «Светогорске» — 2 часа 50 минут.
На Выборгской таможне «Фонтанке», впрочем, сообщили, что не ощущают никаких проблем. В пункте пропуска «Торфяновка» в 16:37 находились 18 грузовых машин, перед пунктом пропуска не было ни одной. В «Брусничном» в пункте 20 машин, перед ним — 10. В «Светогорске» — 26 машин только в пункте пропуска.
«У нас и раньше был список предметов, запрещенных для ввоза в Россию. Например, оружие, наркотики. Сейчас появился новый список, но никаких сложностей в связи с этим нет. Ничего сложного в проекте грузовиков нет в принципе, так как механизм давно отлажен», — сказали на Выборгской таможне.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»