США запретили своим гражданам и компаниям сотрудничать с ВТБ, Банком Москвы, Россельхозбанком и Объединенной судостроительной корпорацией. Евросоюз обещает до конца июля запретить оборот с Россией отдельных видов товаров и ограничить работу всех российских госбанков в 28 странах ЕС. Вопреки похожим на аутотренинг заверениям чиновников о моськиной мощи санкций, ряд петербургских предприятий уже начинает испытывать проблемы.
Департамент финансов США вечером 29 июля «в ответ на постоянные усилия России по расшатыванию восточной Украины» расширил список санкций, включив в него ОАО «Банк ВТБ», принадлежащее ему ОАО «Банк Москвы» и ОАО «Россельхозбанк».
«В свете продолжающейся поддержки Россией сепаратистов на Украине мы приняли дополнительные меры для усиления финансового давления на российское правительство. Эти меры, наряду с мерами, о которых сегодня объявил Евросоюз, призваны значительно увеличить давление на Россию за ее усилия по подрыву суверенитета Украины. Мы готовы расширить эти санкции, если Россия откажется сменить образ действий», — приводятся в сообщении слова замминистра США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Дэвида Коэна.
Российские банки в США
Согласно тексту санкций, гражданам и юрлицам США, а также любым лицам, находящимся на территории США, запрещено заключать какие-либо сделки с ВТБ, Банком Москвы и Россельхозбанком, а также «предоставлять (им) финансирование, совершать иные действия, связанные с образованием долга сроком более чем на 90 дней, и действия с их имуществом или другой собственностью, в которой присутствует их интерес».
Кроме того, в тексте говорится, что любые активы банков должны быть заморожены.
Банки уже высказались на эту тему. ВТБ встретил санкции США «с сожалением» и назвал «неадекватными», так как банк выполнял все требования регулирующих органов США, «о чем они прекрасно осведомлены».
«Таким образом, рассматриваем данное решение как исключительно политически мотивированное, несправедливое, противоречащее правовым основам и наносящее обоюдный экономический ущерб», — говорится в сообщении ОАО «Банк ВТБ».
Банк Москвы заявил, что фондирование (привлечение денег в виде кредитов, депозитов и т. д.) за счет внешних заимствований не превышает 2% валюты баланса банка.
«Заимствования в иностранной валюте последний раз были осуществлены предыдущим менеджментом в 2010 году. Банк не планировал и не планирует в настоящее время осуществлять заимствований на иностранных рынках», — говорится в сообщении.
Банк ориентирован на работу на внутреннем рынке, и от введенных санкций его бизнес никак не страдает, говорится в тексте. Клиентские счета размещены на территории России, ограничений в их отношений не вводилось. Пластиковыми картами также можно пользоваться без ограничений в России и за ее пределами.
Россельхозбанк объявил, что не исключает возможности обратиться к правительству РФ за поддержкой, если она понадобится. Если нет, банк намерен спокойно пережить период американских санкций и продолжать выполнять свои функции по развитию сельского хозяйства и агропромышленного комплекса.
«Россельхозбанк располагает достаточным инструментарием для устойчивой работы и исполнения всех обязательств перед вкладчиками, инвесторами и кредиторами. Расчеты по рублевым и валютным счетам клиентов, в том числе по банковским картам международных систем, проводятся без задержек. Банк работает стабильно и не ожидает негативного влияния от введённых санкций на свою деятельность», — утверждают в банке.
Российские банки в Европе
Помимо США до конца июля Евросоюз должен официально объявить о своих санкциях в отношении России. Их содержание в неофициальных и предварительных формах просачивается в СМИ. Например, агентство Bloomberg со ссылкой на свой источник сообщило, что российским государственным банкам (где доля государства более 50%) и госкомпаниям запретят продавать облигации в евро и выпускать акции в пользу европейских акционеров. Предполагается, что российским банкам запретят привлекать деньги в странах Евросоюза. Что конкретно это значит, неясно, пока нет официального текста ЕС. Но очевидно, что среди крупнейших российских банков, на которых будет направлено воздействие, окажется Сбербанк, до сих пор остававшийся в стороне от политических событий.
Для вступления санкций в силу необходимо их одобрение лидерами 28 стран ЕС. Итоговое решение должны объявить 30 – 31 июля.
О том, как на работе госбанков России скажутся санкции Евросоюза, можно будет сказать после публикации официальных формулировок, раскрывающих их суть. Тем не менее «европейская» составляющая по крайней мере трех попавших под санкции США банков весьма богата.
ОАО «Банк ВТБ» имеет корреспондентский счет в банке Citibank N.A. New York — это американский банк, входящий в состав американской же финансовой группы Citigroup. Здесь же корреспондентский счет ОАО «Банк Москвы» (еще один — в The Bank of New York Mellon). Еще один счет у ВТБ открыт в банке Clearstream Banking S.A. — находится Люксембурге, входящем в состав Евросоюза. Еще один — в денежной системе Euroclear, главный офис которой расположен в Бельгии (тоже член ЕС), а ее основатель — американская компания J.P. Morgan & Co. Сумму денег, размещенную на корреспондентских счетах, в банке ВТБ «Фонтанке» отказались называть.
ВТБ имеет обширную сеть дочерних иностранных банков. Головным банком в континентальной части Европы является «ВТБ Банк (Австрия) АГ», который занимается обслуживанием «крупных и средних корпоративных клиентов в России и СНГ». У него есть два дочерних — «ВТБ Банк (Германия) АГ» (здесь открыты два корсчета Банка Москвы) и ВТБ Банк (Франция) АГ».
Немецкий и французский банки были созданы еще в 1971 и 1921 годах для обслуживания внешнеторговых сделок между СССР и этими странами. В 2005 году их купил банк ВТБ. Финансовые учреждения, согласно открытой информации, ведут «тесное сотрудничество с крупными торгово-промышленными компаниями Европы», «ведущими французскими и западноевропейскими банками», «с корпоративной клиентурой стран Западной Европы». Помимо этих банков ВТБ владеет лизинговыми компаниями – «ВТБ Лизинг» на Кипре и «ВТБ-Лизинг Капитал Лтд» в Ирландии.
Неоднократно ВТБ привлекал деньги за пределами России. В 2012 году ВТБ размещал еврооблигации на сумму 400 млн сингапурских долларов (со сроком погашения — 2015 год), на 600 млн швейцарских франков (со сроком — 2016 год), на 2 млрд долларов США (с погашением в 2017 году). В июле 2014 года ВТБ разместил 10-летние еврооблигации, номинированные в швейцарских франках, на сумму 350 млн. Выпуском еврооблигаций занимается и Банк Москвы. Еврооблигации — ценные бумаги, которые обычно служат обеспечением по кредиту. Кредит берет тот, кто выпускает облигации.
Летом 2013 года Россельхозбанк разместил на Ирландской бирже пятилетние еврооблигации на сумму 800 млн долларов США. «Россельхозбанк первым из российских финансовых институтов вышел на международный долговой рынок после восстановления благоприятной рыночной конъюнктуры. Новый выпуск банка вызвал значительный интерес инвесторов из США и Европы — совокупный спрос на еврооблигации почти в 5 раз превысил заявленный объем размещения, что свидетельствует о высокой степени доверия к банку», — рапортовал банк. Еврооблигации, в том числе в американской валюте, Россельхозбанк размещал и ранее.
Промышленность
Санкции ЕС должны коснуться экспорта в Россию товаров двойного назначения, которые могут использоваться в военной отрасли, и предоставления России так называемых чувствительных технологий в нефтяном секторе. На торговлю оружием с Россией Европа также собирается наложить эмбарго.
Санкции, по настоянию Германии, введены на три месяца, по истечении которых Европа может их пересмотреть. К тому же Европа несколько раз пересматривала первоначальные меры. Договорились до того, что ограничения совсем не затронут газовую отрасль — Европа слишком сильно зависит от российских поставок. Оружейное эмбарго, в свою очередь, затронет только новые контракты.
Такой расчет не беспочвенен: в ходе предварительного обсуждения секторальные санкции уже были смягчены как минимум трижды. Так, предлагалось ввести запрет на поставки России "особо важных" технологий и оборудования для всего энергетического сектора, но в итоге газовую отрасль (ЕС до трети газа импортирует из России) было решено не трогать: санкции коснутся только нефтяной промышленности. Кроме того, ряд стран потребовали распространить оружейное эмбарго и ограничения на поставки продукции двойного назначения только на новые контракты.
Санкции США помимо банков затронули российскую Объединенную судостроительную корпорацию, объединяющей крупнейшие предприятия судостроительной отрасли. Американцы заморозили несуществующие активы компании на территории (или под юрисдикцией Соединенных штатов Америки), а также запретили американским гражданам и компаниям осуществлять любые операции с входящими в структуру ОСК предприятиями.
Судостроение
Как сказал «Фонтанке» начальник аналитического отдела «ЛМС» Дмитрий Кумановский, единственным входящим в структуру ОСК предприятием, завязанным на американских партнеров, является Дальневосточный завод «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края. У «Роснефти» есть планы производить на нем нефтегазовые платформы совместно с американской ExxonMobil. Компаниями был создан Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок, в который в совокупности вложено около $ 600 млрд. На основе этих разработок и планировалось строить платформы в приморском Большом Камне.
Еще одной болевой точкой, по словам Кумановского, может стать проект кооперации Выборгского судостроительного завода с финской Arctech Helsinki Shipyard по производству ледоколов и судов ледового класса. На сегодня расположенная в Хельсинки верфь на 50% принадлежит ОСК. Другой половиной владеет STX Finland Oy, входящая в южнокорейский судостроительный концерн STX Shipbuilding. Предполагается, что ОСК полностью выкупит завод, который сегодня терпит убытки.
«Проблемой может стать отсутствие возможности в условиях санкций получать с финской верфи комплектующие. Как показывает опыт «Северной верфи» и «Балтийского завода», импортозамещение возможно, только стоить эти корабли будут дороже: за рубежом больше заказов, за счет чего удешевляется стоимость производства. Сделать производство дешевле можно лишь с помощью большого объема госзаказов», — полагает Кумановский.
Других связей с Европой и США у корпорации нет. Эксперт предположил, что санкции в отношении ОСК связаны в первую очередь со стремлением корпорации получить севастопольские верфи и разместить на них часть государственных заказов. В самой ОСК в течение дня подготовить комментарий не успели.
Что касается экспорта технологий для разработки нефтяной отрасли, контракты Роснефти по освоению шельфа уже подписаны на долгие годы вперед, их санкции не затронут. А по окончании их действия украинский вопрос, видимо, будет решен. «Угроза могла касаться новых для госкомпании проектов, но у «Роснефти» сейчас попросту нет физических возможностей для новых проектов. Северный шельф и месторождения Восточной Сибири, ориентированные на запросы Китая, — это работа на десятилетия», — уверен начальник аналитического отдела «ЛМС».
Что действительно может повлиять на экономику — так это военное эмбарго Евросоюза. Там Россия закупает, в частности, системы наведения и управления. «Замену европейским партнерам можно найти в Израиле, где находятся мировые поставщики такой техники. Контакты с Израилем уже есть, например, есть планы по совместной сборке в Казани беспилотников», — сказал Кумановский. Аналитик отметил, что оборонная промышленность страны в большей мере завязана на внутренние ресурсы, чем на внешние связи.
Петербург и радиоэлектроника
В правительстве Петербурга уверены, что санкции скажутся на работе предприятий, но в какой степени — прогнозировать затрудняются.
«Мы сейчас занимаемся оценкой их влияния, проводим расчеты. Возможно, мы столкнемся с проблемой поставок из США запчастей для производственного оборудования. Но досконально ситуацию мы еще не изучали», — заявил председатель комитета по промышленной политике Максим Мейксин.
Он добавил, что военно-технического сотрудничества между ОСК и США не было.
Аналогичная проблема может коснуться и петербургских оборонных предприятий, которые закупают высокотехнологичное оборудование в Европе. «Хотя, общаясь с нашими французскими и немецкими коллегами, слышал от них, что они постараются найти пути, как наладить поставки через третьи страны. Советский Союз жил в этой ситуации долгие годы, и через третьи страны все поставлялось нормально», – добавил он. Отметим, что сейчас городские оборонные предприятия приобретают в Европе как станки, так и комплектующие, в том числе — микросхемы.
«Заместить комплектующие мы всегда сможем. Сложнее наладить поставки запчастей к уже купленному оборудованию», — сказал Максим Мейксин. Проблема касается станков, закупленных отечественными производственными предприятиями.
Как объяснил "Фонтанке" один из специалистов в радиоэлектронной отрасли, вся электронная и компонентная база считается продукцией двойного назначения. Проблемы уже сегодня есть, в частности, у предприятий ОАО «НТЦ «Завод Ленинец», ОАО «Радар-ММС», ОАО «Светлана».
«Предприятиям радиоэлектронной отрасли попросту не из чего производить оборудование. Не хватает микропроцессоров и интегральных схем. Можно кидаться на рынок Юго-Восточной Азии, но качество там оставляет желать лучшего. Есть мнение, что последние падения космических спутников при запусках отчасти связаны с компонентной базой из Тайваня. А все новые разработки предприятий, то самое импортозамещение, о котором так много говорится, пока находятся в пути», — пояснил эксперт, попросивший не называть его имени.
Он добавил, что санкции длиной в три месяца станут не самым сложным испытанием для отрасли. Но если «пуповину совсем обрежут», радиоэлектроника окажется в очень сложной ситуации. Ранее «Фонтанка» писала, что радиоэлектронная отрасль России примерно на 60% завязана на поставках комплектующих, в том числе микросхем, из стран Запада. Еще сильнее отрасль зависит от поставщиков станков — оборудование для производственной деятельности почти на 80% импортируется из-за рубежа. На ведущем петербургском радиоэлектронном предприятии – ОАО «Авангард» – комментировать введение санкций отказались.
Судя по вчерашнему заявлению министра финансов США Джейкоба Лью, Штаты не остановятся на уже предпринятых мерах.
«Мы увидели, что санкции останавливают российскую экономику через всеобъемлющее ухудшение российских финансовых активов, отток капитала, который уже сегодня превзошел весь прошлогодний объем, и значительное увеличение российских расходов по займам. Меры разработаны, чтобы показать единство международного сообщества и усугубление изоляции России. Мы готовы предпринять и дополнительные меры, если Россия не предпримет шагов для решения кризиса (на Украине. — Прим. «Фонтанка.ру»)», — сказал глава финансового ведомства.
Александр Аликин,
Герман Костринский,
«Фонтанка.ру»