В случае введения в 2015 году обсуждаемого на федеральном уровне налога с продаж бюджет Петербурга получит дополнительно не менее 10 млрд рублей. К таким выводам пришли в профильном комитете финансов Смольного. В свою очередь, увеличение ставки по налогу на доходы физических лиц с 13% до 15% пополнило бы городскую казну еще на 18 млрд рублей. Впрочем, эксперты предупреждают, что в условиях экономической рецессии любое повышение налогов носит краткосрочный эффект: в долгосрочной перспективе сборы, наоборот, снижаются.
В комитете финансов Смольного провели предварительные расчеты того, на сколько могут вырасти доходы городской казны в случае реализации фискальных мер, которые активно обсуждаются на федеральном уровне в последнее время. Сейчас в Москве рассматривают три основных способа по привлечению дополнительных денег в региональные и общероссийский бюджеты. Первый – введение 3%-ного налога с розничных продаж, второй – повышение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, третий – увеличение налога на доходы физических лиц с 13% до 15%.
Как рассказали «Фонтанке» в комитете финансов, по предварительным подсчетам, введение налога с продаж даст городскому бюджету «не менее 10 млрд рублей ежегодно». Напомним, что этот налог взимается с компаний, которые реализуют товар или услугу конечному потребителю, и рассчитывается как процент от полной стоимости реализованной продукции. В настоящее время в Белом доме рассматривают возможность установить ставку в 3%. При этом в 1990-е годы и начале 2000-х, когда этот налог взимался в России, ее максимальный размер был равен 5%. Добавим также, что, по расчетам Министерства финансов, возврат к налогу с продаж может дать регионам в 2015 году 200 млрд рублей.
Еще больше получит городская казна, если федеральные власти пойдут на увеличение НДФЛ с 13% до 15%. По словам представителя комитета финансов, в таком случае в бюджет Петербурга поступят дополнительные 18 млрд рублей. Отметим, что в настоящее время НДФЛ является самым крупным источником денежных средств для Смольного: так, в 2014 году из 409 млрд запланированных доходов около 165 млрд приходятся именно на налог на доходы физических лиц.
Что касается возможного увеличения налога на добавленную стоимость до 20%, то бюджет Петербурга ничего не получит от этой меры: НДС полностью зачисляется в федеральную казну, и может вернуться в регион только в виде субсидии на те или иные цели. Отметим, что, по оценкам Министерства финансов, увеличение НДС может дать государству 500 млрд рублей. При ставке в 18%, как ожидается, в 2015 году по статье «налог на добавленную стоимость» в казну поступят 4,2 трлн рублей. Добавим: от налога с продаж НДС отличается тем, что частично взимается на всех стадиях производства и перепродажи товара, а не только при его реализации конечному потребителю.
28 млрд дополнительно
Таким образом, в случае одновременного повышения НДФЛ и введения налога с продаж казна Петербурга может получить в 2015 году 28 млрд рублей. Согласно закону о бюджете на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов, расходы составят 452 млрд рублей, доходы – 424 млрд. Если к ним добавятся еще 28 млрд, то бюджет будет бездефицитным впервые за долгие годы. Однако нужно учесть, что в нынешнем варианте адресной инвестиционной программы не учтен целый ряд проектов, о реализации которых уже заявил Смольный. К ним, в частности, относятся реконструкция Тучкова моста (2,4 млрд рублей), пробивка набережной Макарова (12 млрд), мост через остров Серный (9-10 млрд).
Впрочем, скорее всего, федеральное правительство не будет одновременно вводить налог с продаж и увеличивать существующие налоги. Как отмечают эксперты, с большой вероятностью будет выбрано одно из предложений – либо увеличение НДС, либо налог с продаж. Вариант с повышением НДФЛ пока рассматривается лишь в теоретической плоскости, так как эта мера напрямую ударит по кошельку всех россиян, а многие компании заставит вернуться к практике выплаты зарплаты «в конвертах». В настоящее время самая вероятная дата увеличения НДФЛ – «после 2018», то есть после очередных выборов президента. Что касается возвращения налога с продаж, то федеральному правительству придется решить, как обойти решение Конституционного суда, который в свое время признал: одновременно взимание налога с продаж и НДС – незаконно.
Перспектива падения
Как говорят эксперты, другие фискальные меры, которые предлагает федеральное правительство, также неизбежно скажутся на гражданах, но не напрямую, а косвенно. Так, по словам исполнительного директора Союза малых предприятий Петербурга Владимира Меньшикова, операторы розничной торговли неизбежно повысят цены для компенсации потерь от налога с продаж. По оценке Центра макроэкономических исследований Сбербанка, это ускорит инфляцию на 2,1%.
Кроме того, как отмечают в объединении малого и среднего бизнеса «Опора России», при введении подобного налога невозможно корректно определить объект налогообложения. «Это будет приводить к массовым случаям, когда комплектующие, облагаемые налогом с продаж, впоследствии будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих, то есть приведет к эффекту каскадирования», – уверены в «Опоре России».
Рост издержек болезненно скажется на розничной торговле, которая и так испытывает проблемы, отмечает начальник аналитического отдела «ЛМС» Дмитрий Кумановский. По оценке Петростата, за первое полугодие 2014 года оборот предприятий, работающих в этой сфере в Петербурге, снизился на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Еще больше упал оборот ресторанов и кафе: «минус 8,9%». «Торговцы будут переходить на серые схемы, количество точек будет снижаться, а значит, в итоге упадут и налоговые поступления. На мой взгляд, введение налога с продаж будет носить лишь краткосрочный эффект», – отмечает эксперт.
В случае повышения НДС, в свою очередь, издержки вырастут и у всех компаний, участвующих в длительном цикле производства и реализации товара или услуги. Отметим, что, согласно данным Петростата, за первое полугодие индекс промпроизводства упал на 7,8%, оборот оптовой торговли – на 11%.
«Рост косвенных налогов автоматически означает рост стоимости продукции для потребителя, поэтому, даже если ужесточение фискальной политики приведет к дополнительным сборам, то весьма вероятно, что достичь намеченных целей не получится. Эффект от роста налоговых ставок будет частично нивелирован сокращением налоговой базы. Когда стране угрожает рецессия, бюджетная консолидация является далеко не самой лучшей стратегией поведения правительства», – уверен финансовый аналитик ИК «Доходъ» Владимир Киселев.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»