Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 16 июля 2014 15:26      296

Европа подыграла портам Балтийского бассейна

Грузопоток «Морского порта Санкт-Петербурга», входящего в холдинг Владимира Лисина UCL, увеличился на 4%. Стивидорная компания почти повторила результат всего портового хозяйства Балтийского бассейна, выросшего за полгода на 5%. Рост международной торговли по логике должен отражать оживление российской экономики. Эксперты объясняют, что грузооборот в российских портах стабильно высокий из-за структуры нашей экономики: страна не обеспечивает себя товарами потребления, поэтому вынуждена закупать их за рубежом. К тому же Европа, последние полгода набирающая экономический ход, нарастила потребление российских товаров, что отразилось на благосостоянии портов с большой долей экспортных грузов. Стивидоры со сбалансированным грузооборотом свои показатели снизили.

Результаты работы «Морского порта Санкт-Петербурга» за первое полугодие 2014 года показали, что, несмотря на застой российских экономики и внутреннего рынка, показатели стивидора выросли на 4%, составив 4,1 млн тонн. Результат достигнут в основном за счет перевалки генеральных грузов, выросшей на 6%. Она достигла 3,1 млн тонн. Навалочные грузы остались на уровне I полугодия 2013 года.

В компании связывают рост бизнеса с восстановлением спроса на мировых товарных рынках. Так, объемы перевалки черных металлов, направляемых за рубеж, выросли на 14%. Ровно на столько же выросла перегрузка всех экспортных товаров. Импорт при этом значительно упал – на 21%. Улучшение результатов «Морского порта» связано с ориентацией бизнеса на экспортные товары: импортные грузы занимают лишь 17,5% грузооборота компании.

«Морской порт Петербурга» вписывается в тенденции портового комплекса Балтийского бассейна. За минувшее полугодие совокупный объем перевалки грузов в портах региона увеличился на 5,1%, сообщают в Ассоциации морских торговых портов. За шесть месяцев порты Петербурга, Ленобласти и Калининграда переработали 111 млн тонн грузов. Основную часть составили наливные грузы, занимающие 60,8% грузопотока портов бассейна, или 67,5 млн тонн. По статистике ассоциации, активнее остальных в полугодии развивался порт Усть-Луга, увеличивший объем перевалок почти на четверть от прошлогоднего объема (+24,5%). За шесть месяцев через порт прошло 36,3 млн тонн грузов, это лучший показатель среди портов бассейна. Второе место занимает порт Санкт-Петербурга, обработавший 29,8 млн тонн грузов и увеличивший грузопоток на 8,7%.

В контексте экономической стагнации в России рост грузооборота может показаться странным. Но увеличение грузопотока легко объяснить самой структурой российской экономики, уверен главный редактор информационно-аналитического агентства Portnews Виталий Чернов. «Россия сегодня сильно зависит от внешней торговли. На экспорт в больших объемах стабильно вывозятся энергоресурсы. Из-за того, что промышленность развита слабо, на внутренний рынок ввозится большое количество потребительских товаров в контейнерах. Поэтому контейнеры более чувствительны к экономической ситуации в России», – сказал Чернов. По этой причине грузооборот в российских портах всегда стабилен. В 2008-2009 годах, несмотря на мировой финансовый кризис, объемы перевалки в Балтийском бассейне только росли, сказал эксперт.

Научный руководитель факультета менеджмента ВШЭ в Петербурге Валерий Лукинский объяснил, что развитие Усть-Луги связано с выгодным географическим положением порта. Оно предоставляет возможность ввозить товары, минуя петербургские пробки. По словам Лукинского, Усть-Лужский порт изначально строился, чтобы перенаправить грузопотоки, двигавшиеся через порты стран Прибалтики. Это перераспределение мы сегодня и наблюдаем.

По словам Виталия Чернова, ускоренный рост Усть-Луги объясняется и эффектом низкой базы: порт строился с нуля, а сейчас его терминалы выходят на проектную мощность. Перспективы Большого порта Санкт-Петербурга связаны со строительством порта «Бронка» в Ломоносове, который должен заработать следующем году. Возможности развития порта в черте города практически исчерпаны.

Рост грузопотока всего Усть-Лужского порта естественным образом отразился и на результатах работающих в нем компаний. Так, входящий в UCL Holding Владимира Лисина «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК) по итогам полугодия увеличил перевалку грузов на пятую часть от прошлогоднего объема. «За I полугодие обработано 1,9 млн тонн грузов , что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объемы перевалки в июне стали рекордными за всю историю компании – 385 тыс. тонн грузов», – рассказали в UCL.

В холдинге объясняют рост грузооборота увеличением объемов экспорта энергетического угля в Европу. В июне на причалах УПК перегружено 5 124 вагона с углем, что также стало для стивидора рекордом. Показатель превысил среднемесячный результат компании на 12%. Энергетический уголь, поставляемый из Кузбасса, составляет основной объем работы оператора. Из УПК топливо направляется в Финляндию, Данию, Нидерланды и Англию.

Увеличение экспорта энергетического угля через порт можно объяснить своеобразным угольным ренессансом в Европе, объясняет заместитель руководителя экономического департамента аналитического центра «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. Возврат к угольной генерации обусловлен снижением цен на энергоноситель по двум причинам. Во-первых, в последние три года снизились темпы роста энергетики Китая, во многом базирующейся на угле. Во-вторых, дешевый сланцевый газ, добываемый в США, выдавил с внутреннего рынка уголь и отправил его на европейские рынки. Избыточный энергоресурс упал в цене и стал популярнее у энергетиков.

При этом отказаться от газа совсем Старому Свету, по словам эксперта, не удастся: программа снижения выбросов CO2 подразумевает снижение выбросов парниковых газов к 2020 году на 20% от 1990 года.

Кроме роста вывоза угля, увеличилась и потребность зарубежных покупателей в нефтепродуктах. Ведущий менеджер по маркетингу «Петербургского нефтяного терминала» (ПНТ) Кирилл Котин рассказал «Фонтанке» об увеличении объемов перевалки по итогам полугодия на 500 тысяч тонн. За шесть месяцев терминал обработал 4,5 млн тонн нефтепродуктов. Основу грузопотока компании составляет экспорт: на внутренний рынок за шесть месяцев поставлено всего 78 тыс. тонн нефтепродуктов, остальная часть – экспортные отгрузки.

Руководитель аналитического управления финансовой группы «Доходъ» Всеволод Лобов считает увеличение грузопотока через российские порты ожидаемым. Увеличение экспорта обусловлено восстановлением европейских рынков после почти четырехлетнего спада. «Рост начался еще в конце прошлого года. ЕЦБ ввел отрицательную ставку по депозитам, простимулировав коммерческие банки перевести свои ресурсы в реальную экономику. Повлияли на инвесторов и планы ЕЦБ по стимулированию экономики через кредитование банков под низкие 0,25%. Меры, запланированные ЕЦБ на сентябрь-декабрь, подстегнули деловую активность Старого Света уже в начале года», – объяснил эксперт.

Но надеяться на Европу в ближайшем будущем портовым операторам не приходится. Вскоре рынки Старого Света вновь замедлят свой рост. «Текущий год должен был стать неплохим для российской экономики, если бы не обострение отношений с Украиной. Дальнейшие перспективы роста экспортных операций можно связывать только с восстановлением отношений двух стран. Западная Европа уже купила у России все, что могла», – сказал Лобов.

Несмотря на позитивные для портового комплекса тенденции, потери по итогам полугодия потерпел холдинг Global Ports. Согласно отчетности компании, за первое полугодие 2013 года совокупный грузооборот входящих в холдинг стивидоров «Первый контейнерный терминал», «Усть-Лужский контейнерный терминал», «Моби Дик» и «Петролеспорт» составил 1044 тыс. TEU. В последние шесть месяцев эти компании, по данным Ассоциации морских торговых портов России, обработали только 989,66 тыс. TEU. Увеличение грузопотока на 30 тыс. TEU показал «Усть-Лужский контейнерный терминал» – 51 тыс. TEU по итогам года. Перевалка в кронштадтском «Моби Дике» осталась на уровне прошлого года: 113,68 тыс. TEU в этом полугодии по сравнению с 112 тыс. TEU год назад.

Грузопоток упал в первую очередь на «Первом контейнерном терминале», который обрабатывает примерно поровну экспортных и импортных грузов. После 540 тыс. TEU в первом полугодии прошлого года, объемы упали до 486,8 тыс. TEU. «Петролеспорт» до уровня первого полугодия 2013 года недобрал 33 тыс. TEU, перегрузив за шесть месяцев 338 тыс. TEU контейнеров. Грузопоток этого стивидора также сбалансирован – около 57% экспорта.

Всеволод Лобов считает, что откат Global Ports связан с контейнерной направленностью бизнеса холдинга. Немалая часть контейнерных перевозок ориентирована на импорт, а он не растет. Причины просты: российская экономика стагнирует, к тому же в начале года сильно упал рубль, что делало ввоз товаров менее выгодным. Отсюда и снижение перевалки у связанных с импортом операторов.

Герман Костринский,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру