В России вступил в силу закон о запрете нецензурной лексики в произведениях культуры. Материться теперь нельзя ни в фильмах, ни в книгах, ни в песнях. Уже созданные произведения с использованием мата «запикают» или наградят плашкой «содержит нецензурную брань». Эксперты опасаются: под закон попадет Довлатов, Ерофеев, фильмы о войне, тюрьме, бандитах, изменять репертуар придется группе Ленинград, Noize MC и Земфире. Деятели культуры и юристы уверены, что закон не продуман и принят в сыром виде.
1 июля вступил в силу закон о запрете нецензурной лексики в публичном пространстве: теперь ругаться запрещено не только в СМИ, но и на концертной площадке, сцене, экране. Насчет последнего, правда, действуют уточнения. Уже существующие кинокартины убирать в ящик не будут, их придется или «запикать», или на продаваемом диске поставить специальную маркировку – «содержит нецензурную брань». Посмотреть на большом экране фильм с такой пометкой не получится.
Новый фильм с использование бранной лексики сможет существовать только на закрытых показах — прокатное удостоверение на распространение, коммерческое и некоммерческое использование ему не дадут. Кстати, согласно другим законам, прокатное удостоверение не получит и фильм, в котором пропагандируют порнографию, воздействуют на подсознание людей, нарушают закон об экстремизме и т. д. Не нужно получать прокатное удостоверение для фильмов, снятых для телепрограмм (к таким относится, например, «Анатомия протеста»), однако использовать мат авторам все равно не дадут — в телевизионном поле действует закон о запрете нецензурной лексики в СМИ. Тот самый, который запрещает слова на "х", "п", "е", "б", как сказано в документах Роскомнадзора.
«На самом деле мы и раньше занимались этими вещами, сотрудники Минкульта просматривают киноленты и выдают прокатные удостоверения, смотрят, чтобы не было запрещенных вещей», – сообщили в профильном министерстве, которое как раз и должно контролировать выполнение закона. При этом уже известны случаи, когда чиновники советовали режиссерам воздержаться от обсценной лексики: например, фильм «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова именно поэтому вышел без мата.
После вступления в силу акта статья в Кодексе административных правонарушений 6.26 теперь звучит следующим образом: организация публичного исполнения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия. За эти действия граждан оштрафуют от 2 до 2,5 тысячи рублей, должностных лиц — от 4 до 5 тысяч, юридических — от 40 до 50 тысяч рублей. Повторное нарушение влечет штраф от 2 до 5 тысяч – для граждан, от 5 до 20 тысяч или дисквалификацию от 6 месяцев до года — для должностных лиц. Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 до 20 тысяч или приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей или же также приостановка деятельности на 3 месяца.
Кроме того, накажут тех, кто распространяет без специального предупреждения на упаковке аудиовизуальную продукцию и фонограммы на любых носителях, экземпляры печатной продукции, содержащие нецензурную брань (статья КоАП РФ 6.27). Сумма штрафа — та же. За распространение фильма без прокатного удостоверения юридических лиц оштрафуют от 50 до 100 тысяч рублей, за повторное нарушение — от 100 до 200 тысяч или приостановка деятельности на 3 месяца.
Перечень нецензурной лексики в настоящее время отсутствует. А принадлежность слов к разряду нецензурных будет определять независимая экспертиза. Как говорят юристы, к таким словам может относиться не только мат, но и, например, слово, противоположное по значению слову "кобель" или обозначающее «5-ю точку человека», начинающее с той же буквы, что и «жираф».
В любом случае под действие закона очевидно попадает ряд произведений известных музыкантов. Есть мат в одной из песен Земфиры, в словах песен Noize MC, использует мат группа "Каста" и группа "Ленинград". Сергей Шнуров, лидер последнего коллектива, кстати, уже высказался насчет закона: музыкант пообещал, если запретят материться, он будет заниматься сексом на сцене. Чуть позже — выпустил песню «Фиаско». «А вокруг ни на что не похожее бытие, не сложилося пазлами, и не названное междуножие, и фиаско тоже по-русски не названо», – поется в новой песне «Ленинграда».
Пока не ясно, ни как действовать теперь музыкантам — пропускать запрещенные отрывки в песнях или вовсе убирать из репертуара, ни как будет работать Министерство культуры, ведь ясно, что чиновников на все концерты уж явно не хватит. Как предполагают юристы, вероятно, норма будет работать по заявлению: также недавно в Петербурге судили Мадонну — якобы за пропаганду ЛГБТ среди несовершеннолетних. Поводом для разбирательства стали заявления активистов, пришедших на концерт с детьми. Однако специалисты не исключают, что на отдельные концерты будут осуществляться и рейды с проверкой.
Еще один недостаток нового закона — зона Всемирной сети. «Закон достаточно сырой. Из него совершенно неясно, что делать с аудиокнигами или любыми другими аудио- и видеозаписями, которые попадают в Интернет, как их маркировать или «запикивать», – говорит адвокат коллегии «ДЕ ЛАТА» Яна Корзинина. По ее мнению, под действие закона попадут фильмы про 90-е годы, про тюрьму и про войну.
Уверен, что закон нужно было еще обсудить с профессиональной общественностью, и режиссер, заместитель главы Союза кинематографистов Петербурга Дмитрий Месхиев. «Закон нужен, но нельзя подходить так однобоко: нужно было вводить перечисления выражений, которые нельзя использовать, вводить исключения, в каких ситуациях можно. Ведь снимать кино про войну без слова мата — это неправда», – уверен режиссер. Он добавляет, что в XIX веке у общественности не вызывало проблем использование литераторами мата, зато вызывает сейчас. «Русский мат — часть нашей культуры, его не вычеркнуть. И самое главное, матом ругаются 90% мужчин и 60% женщин, в том числе и авторы закона».
Впрочем, среди опрошенных «Фонтанкой» нашлись и защитники нововведения: глава петербургского Союза кинематографистов режиссер Сергей Снежкин считает, что искусство возможно и без мата.
«В классической литературе ругательства были изобретательнее, чем наши бытовые, поэтому как-то обходились Толстые и Диккенсы. Я шум и пляски вокруг закона не понимаю, не вижу здесь ужаса и кошмара. Давайте про искусство говорить, а не про мат. Вы полагаете, что есть инструмент, чтобы запретить искусство? Вы ошибаетесь. У меня артисты никогда не матерились в кадре», – добавил кинорежиссер, правда, упомянул, что сам закон он не читал.
Для справки: под новый закон (ФЗ 101) могут попасть произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина, Пелевина, Лимонова, Сорокина, Высоцкого. Среди фильмов, где используется мат, – «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, «Комбинат «Надежда» Наталии Мещаниновой , сериал «Бандитский Петербург», фильмы «гоблиновского» перевода, мультфильмы про Масяню и многое, многое другое. Среди музыкантов, как уже было сказано, – группы "Ленинград", Noize MC, Земфира, "Каста" и т. д.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»