В центре туристического Петербурга появился долгострой. Тысячи туристов, которые ежедневно на экскурсионных судах входят с Невы в русло реки Фонтанки, лицезреют разрытую набережную, включая ее стенку, и торчащие из воды шпунты. Работы не ведутся три месяца. Своеобразным заложником ситуации стал гранитный камень XVIII века, который лежит на складе у субподрядчика. Винят компанию «Строй-инвест» Темура Псутури, которая получила контракт со снижением почти в 40% и приостановила финансирование работ.
Конкурс на реконструкцию стенки левого берега набережной Фонтанки от дома 6 до Прачечного моста протяженностью около 250 м был проведен в апреле 2013 года. Начальная цена составляла 322 млн рублей. Победителем стало ООО «Строй-инвест», принадлежащее грузинскому предпринимателю Темуру Псутури. Компания снизила цену на 37%, до 202 млн рублей, и обошла других участников — ЗАО «ПО «Возрождение» Игоря Букато, предложившее 290 млн, и ЗАО «Пилон» Мевлуди Блиадзе (308 млн).
Работы предстоит закончить в мае 2015 года. По информации «Фонтанки», «Строй-инвест» нанял ЗАО «Геоизол» на субподряд. В свою очередь, «Геоизол» нанял мастерскую Игоря Васильева (ООО «Мастерская Васильева»), с которой сотрудничает с 2000-х годов. Работники мастерской занимались реставрацией гранита, который образует стенку набережной, находящуюся под охраной КГИОП.
Обстоятельства возведения набережной в этом месте в общедоступной литературе найти не удается, но, судя по внешнему виду, точно таким же гранитом облицован расположенный там Прачечный мост. Его облицовкой занимались люди именитые. Строительство велось с 1766-го по 1769 год. Руководили делом «штукатурного и гротического дела мастер» Игнатий Росси, который в период царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II работал в Канцелярии от строений (возводил, в частности, флигели Екатерингофского дворца). Вторым архитектором был «квадратных дел мастер» Тимофей Насонов, который в качестве каменотеса участвовал в подготовке пьедестала Медного всадника.
Работы на объекте приостановлены с марта 2014 года, поскольку «Строй-инвест» прекратил расплачиваться с «Геоизолом». По словам источников «Фонтанки», субподрядчик работает за 95% стоимости контракта. С учетом измененной суммы государственного договора (195 млн), генподрядчик должен будет выплатить фирме около 185 млн рублей. Получил «Геоизол» пока лишь 15 млн, хотя объем уже выполненных работ оценивается примерно в 62 млн рублей. Разницу в 47 млн субподрядчик теперь пытается взыскать через суд. Из-за проблем с финансированием «Геоизол» не может рассчитаться с «Мастерской Васильева», которая занималась реставрацией природного камня.
Факт приостановления работ и проблемы с финансированием «Фонтанке» подтвердила гендиректор «Геоизола» Елена Лашкова, не став подтверждать или опровергать приведенные выше цифры. По ее словам, исторический гранит хранится на складе компании. «Денег для продолжения работ пока нет. Несмотря на отсутствие финансирования, из графика мы не выпадаем», — сказала она. Глава компании при этом отметила, что сегодня, 27 мая, стороны подписали в суде мировое соглашение, в соответствии с которым «Строй-инвест» должен рассчитаться с «Геоизолом» в течение недели. Если это произойдет, субподрядчик сразу же возобновит работы на объекте.
В аналогичной «Геоизолу» ситуации оказались и другие компании, которые работают субподрядчиками «Строй-инвеста» на других объектах, в частности связанных с текущим ремонтом дорог. Так, в картотеке арбитражных дел иски компаний «Стройметбизнес» (17 млн), «Беатон» (27 млн), «Бетон» (39 млн) и ряда других фирм. На фоне этого обстоятельства степень веры в получение денег Елена Лашкова выразила сдержанно: «Надеемся».
В КРТИ «Фонтанке» сказали, что в курсе ситуации и занимаются ее решением. Но поскольку срок выполнения работ истекает в 2015 году, речи о возможном расторжении контракта пока не идет. В «Строй-инвесте» 27 мая получить комментарий не удалось.
По мнению участников рынка, если все же дела на этом объекте пойдут неладно, в случае расторжения контракта Смольный может пожелать заключить его с «Геоизолом». Компания фактически выполняет весь объем работ на объекте, и менять подрядчика было бы проблематично. Помимо этого роль может сыграть хранящийся в помещениях «Геоизола» гранит. Смольный не может потребовать у него природный камень, поскольку у него нет никакого договора с этой компанией. Чиновники могут потребовать его лишь у «Строй-инвеста», которому придется требовать камень с «Геоизола». Но вернуть его, не рассчитавшись, может быть проблематично.
Отметим, что три из четырех контрактов со «Строй-инвестом» недавно расторгло Управление заказчика комитета по энергетике. Их общая сумма составляла около 450 млн рублей и предполагала реконструкцию магистральных теплосетей. Вскоре управление намерено расторгнуть и четвертый контакт, стоимостью 72 млн. В качестве причины заказчик называет «крайне медленное» выполнение работ.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»