Лишение России права голоса в ПАСЕ вряд ли особо ощутят на себе рядовые граждане страны. Даже если российская делегация и вовсе прекратит свою работу в Парламентской ассамблее, это не означает немедленное возвращение смертной казни. Опрошенные «Фонтанкой» эксперты убеждены, что потери могут быть только имиджевые, если, конечно, Россию интересует то, как она выглядит в глазах Европы.
Парламентская Ассамблея Совета Европы в спорах решала, как выразить свое осуждение действий России в отношении Украины и по ситуации в Крыму. Представитель Великобритании Роберт Уолтер предлагал вовсе исключить российскую делегацию из ПАСЕ, однако большинство делегатов проголосовали против этого. Обсуждение санкций в отношении России заняло несколько часов. Российская делегация демонстративно отсутствовала на заседании.
Делегат из Швеции Мариэтта де Пурбе-Лундин подчеркнула, что своим отсутствием российские парламентарии ясно дали понять, что ни в каком диалоге не заинтересованы. «Мы лишили права голоса ирландскую делегацию за то, что недостаточно женщин в ней было, а это не сравнимо с тем, что сейчас делает Россия», – призывала шведка.
«Речь идет о восстановлении Советского Союза при возможности», – предостерегла депутат немецкого бундестага Мари Луизе Бек. Делегат от Молдовы Ана Гуту высказала аналогичную мысль. «Россия пытается дезавуировать то, что сложилось после распада Советского Союза, – сказала она. – Путин хочет возродить Советский Союз. Украинский сценарий станет прецедентом для Восточной Европы».
Украинский нардеп Владимир Арьев решил и вовсе запугать собравшихся. «Вы думаете, возрождение фашизма невозможно? Посмотрите на государственную пропаганду в России в стиле Геббельса», – сказал Арьев. Но всех переплюнул польский депутат Збигнев Гиржиньский. «Россия не нормальное государство, а тоталитарное, каким был Советский Союз, – заявил Гиржиньский. – Путин — бывший полковник КГБ и диктатор в своей стране. Его главный герой — Сталин. Путин совершил агрессию против Грузии в 2008 году. Сейчас совершил агрессию против Украины. Кто будет следующим? Путин иже с ним должны предстать перед международным судом». А вот представитель венгерской праворадикальной националистической партии «Йоббик» Тамас Гауди-Наги явился на заседание в футболке с надписью: «Крым законно принадлежит России». Парламентарии из Финляндии и Греции заявили, что не хотят возвращения к моделям отношений «холодной войны».
Итог риторики: российская делегация лишается права голоса, права быть представленными в Бюро ассамблеи, Президентском комитете и Постоянном комитете, а также права участия в миссиях наблюдателей на выборах до конца сессии 2014 года.
Глава делегации России – депутат Госдумы Алексей Пушков в своем микроблоге в Твиттере назвал заседание «политическим фарсом» и «парадом русофобии». Впоследствии он заявил СМИ, что российские представители могут прекратить работу в Ассамблее, если на голосование будет поставлен вопрос о лишении России полномочий в ПАСЕ.
Санкции в отношении России, которые в итоге были одобрены большинством участников Ассамблеи, оказались достаточно либеральными. Так считает профессор факультета международных отношений СПбГУ доктор экономических наук и кандидат исторических наук Станислав Ткаченко.
«При всей нашей внутренней уверенности, что мы правы, для всей Европы присоединение Крыма — нарушение международных договоров, – говорит профессор Ткаченко. — ПАСЕ действовала так, как должна была. Меры можно расценивать как достаточно либеральные. История знала случаи, когда страну изгоняли вовсе и замораживали членство. Принятые сегодня санкции бьют по нашему самолюбию, но не очень больно. Между ПАСЕ и Межпарламентской ассамблеей СНГ есть тесное сотрудничество в области мониторинга выборов, жаль, что эта работа будет заморожена на какое-то время. Это издержки. Когда-нибудь европейцы смирятся. Я бы не рекомендовал российской дипломатии драматизировать ситуацию и отвечать на нее».
Ткаченко подчеркнул, что для России важно отстаивать свои интересы в таких международных организациях. «ПАСЕ – это часть более крупной структуры, Совета Европы, одной из самых авторитетных структур для новых государств, переживающих период транзита. Венецианская комиссия в Совете Европы занимается мониторингом выборов. Это главная международная организация, которая фиксирует и развивает стандарты демократии. А ПАСЕ – это место, где сотрудничают законодатели. Граждане России санкции ПАСЕ на себе не почувствуют. В области законодательства Россия уже создала для себя базу, и экстраординарной зависимости от ПАСЕ у нас нет. Но это хорошая площадка для общения парламентариев. Хотя есть целая сеть международных парламентских организаций, которые выполняют эту же функцию».
Доцент кафедры европейского права МГИМО, глава Центра европейской информации Николай Топорнин также отмечает, что участвовать в ПАСЕ для России важно, так как эта организация объединяет все европейские страны, а не только членов Евросоюза. «На базе этого всеевропейского форума ведется проработка документов, законодательных рекомендаций, – говорит Николай Топорнин. – Можно пользоваться большой европейской законодательной базой и применять эти документы в своей стране. ПАСЕ осуществляет мониторинг демократии в России, есть определенный мониторинг в области свободы слова. Мы можем сверять наши нормативные акты с общепринятой европейской практикой. У нас часто бывают перегибы – депутаты Госдумы начинают реагировать на определенные события и вносить законопроекты, оторванные от жизни. ПАСЕ – как сторожевой пес, который следит, чтобы не было перекосов. Но в целом членство в ПАСЕ не влияет на членство в Совете Европы».
Эксперт отмечает, что для граждан России участие парламентской делегации в ПАСЕ имеет, скорее, косвенное значение. Но выход из ПАСЕ лишит парламентариев возможности общаться с зарубежными коллегами и обеспечит лишь «усеченное участие» России в Совете Европы. ПАСЕ требуется максимально полное участие всех европейских государств. Сейчас от работы в ПАСЕ отстранена Белоруссия, и увеличение списка таких стран было бы невыгодно и самой Парламентской Ассамблее. Николай Топорнин отмечает, что прямой взаимосвязи между гипотетическим выходом России из ПАСЕ и реализацией решений, идущих вразрез с международными конвенциями, например возвращением смертной казни, нет. «Мы до сих пор не отменили смертную казнь в полном объеме, у нас введен мораторий, – говорит эксперт. – Но если депутаты Госдумы решат, что мы не хотим больше участвовать в Конвенции о правах человека и денонсируют ее, это уже может привести к возвращению смертной казни».
Член научного совета Московского центра Карнеги, главный редактор журнала Pro et Contra Мария Липман называет и другую, чисто практическую причину, почему Ассамблея не одобрила исключения России из ПАСЕ. «Россия платит членские взносы, и немаленькие, – говорит эксперт. – Но сегодня на уровне государства издаются документы, такие, как концепция министерства культуры, в которых провозглашается, что Россия — не Европа. В чем тогда смысл участия России в организации, отстаивающей европейские ценности? Если наша страна пойдет по этому пути, то мы выйдем из юрисдикции Страсбургского суда по правам человека. Этот суд не может добиться изменения российской политики, но присуждает какие-то выплаты, которые Россия выплачивает. Это возможность для граждан добиться справедливости в суде, чья юрисдикция выше судов национальных».
При этом Мария Липман отмечает, что в последнее время Россия взяла курс на самоизоляцию, и этот тренд сильнее, чем стремление внешних сил изолировать нашу страну от мира. «Мы переживаем чрезвычайно тяжелый период в отношениях с Западом, – говорит эксперт. – Чем меньше контактов и площадок, на которых можно как-то взаимодействовать, тем хуже. Но пока в ПАСЕ не обрублены все концы, есть пути к конструктивному взаимодействию. ПАСЕ – это не та организация, которая принимает решения. Но это престижная организация, членство в которой означает приверженность неким общим принципам, признание, что мы – часть чего-то большего».
В самой же Парламентской Ассамблее надеются на диалог с Россией и интерпретируют слова Алексея Пушкова как гипотетическую возможность, а не принятое решение.
Руководитель дирекции коммуникации и представитель генерального секретаря и заместителя генерального секретаря ПАСЕ Даниэль Хёльтген в беседе с корреспондентом «Фонтанки» отметил, что принятое накануне решение должно было «оставить дверь открытой» и обеспечить возможность для дальнейшего диалога. «Это был важный знак, но не разрыв отношений с Россией, – говорит Даниэль Хёльтген. – Я думаю, что большинство наблюдателей именно так это и интерпретировали. Как я понимаю комментарий Алексея Пушкова, российская делегация обдумает значение этого решения на следующей неделе. Он не говорил, что делегация прекратит свое участие в ПАСЕ, а отметил, что это только один из вариантов, который будет рассматриваться. И генеральный секретарь ПАСЕ подчеркнул, что не следует принимать важных решений, когда эмоции захлестывают. Никто с нашей стороны не предлагает, чтобы Россия покинула Ассамблею». При этом эксперт отмечает, что Россия — часть европейской семьи и имеет большое население. «И это население имеет доступ к Европейскому суду по правам человека, Россия хорошо исполняет решения суда, – отмечает Даниэль Хёльтген. – Россия связана с Европой своей историей и культурой. Она играет важную роль в европейской семье. И эта семья должна оставаться цельной».
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»