Спикер петербургского ЗакСа, он же председатель петербургского отделения «Единой России» Вячеслав Макаров, пошел в школу, чтобы провести для детей «крымский» урок истории. Школьники узнали, что мост через Керченский пролив придумал вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи, а президент Ельцин сделал только две стоящие вещи: ушел сам и оставил после себя Владимира Путина. А величайшая трагедия в истории человечества — развал Советского Союза.
Объяснить детям, почему Россия приросла двумя новыми субъектами Федерации, петербургские депутаты решили почти сразу после решения о воссоединении. Вячеслав Макаров выбрал для этой цели 56-ю гимназию в «своем» Петроградском районе. «Фотанка» также решила пройти исторический экскурс от главы городских единороссов.
Урок, судя по всему, был задуман как мероприятие не только информативное, но и духоподъемное. Впрочем, без пяти минут выпускники продемонстрировали прагматизм — первым делом они попытались выяснить у Вячеслава Макарова, не займут ли абитуриенты из Севастополя и Крыма их бюджетные места в петербургских вузах.
Но начал Вячеслав Макаров с главного: 18 марта в Георгиевском зале Кремля произошло историческое событие, восстановление исторической справедливости. А ситуация, когда по всей Украине начались погромы, была ненормальная и надо было что-то решать. Спикер отметил «яростное было вмешательство со стороны западных стран, особенно со стороны американцев, Польши и Франции» и что «предполагалось абсолютно точно расширение блока НАТО», которое переломило бы установившуюся политическую конструкцию.
«Все это – продолжение той самой политики, которая идет с 90-х годов, – отметил Макаров. – Я был в Косово, видел, во что превращены территории, которые занимали сербы, видел сожженные православные храмы, людей, которым разрешено сейчас проживать только в монастырях, огороженных колючей проволокой. События в Ливии, в Ираке. Более 10 лет назад была разбомблена страна, которая, я считаю, была цветущей страной, нравился нам Саддам Хусейн или не нравился. Под видом поиска химического оружия, которое американцы так и не нашли, разбомбили великую страну, великую державу».
От страшных событий прошлого спикер перешел к референдуму в Крыму и подчеркнул, что он был проведен «без единого выстрела, в спокойной демократичной обстановке». Учитывая специфику аудитории, здесь Вячеслав Макаров отметил, что его слушатели «как ученики» теперь будут посещать Республику Крым, а их учителя поедут туда обмениваться опытом с местными учителями. В частности, предстоит как-то синхронизировать крымскую 12-балльную систему оценки знаний с 5-балльной, принятой во всех российских регионах.
Потом последовала краткая историческая справка по истории Крыма — начиная от скифских племен VII века и Крымского ханства, которое пошаливало набегами на русскую землю, до XVIII века, когда князь Григорий Потемкин положил конец всем безобразиям, сделав эту территорию российской. «Там же фельдмаршал Кутузов получил тяжелейшее ранение и лишился глаза», – отметил спикер.
Упомянув Крымскую войну 1853 – 1856 годов и 250 дней обороны Севастополя от немецко-фашистских войск, после чего Севастополь стал городом-героем, спикер с горечью отметил, что «воспитание в духе национализма и стремление к каким-то непонятным реформам» привело к тому, что сегодня города-герои Киев и Севастополь «противостоят друг другу».
«То, что погубит любую страну, — национализм, – подчеркнул Вячеслав Макаров. – Чувство взаимопомощи нужно для всех нас». После этого спикер перешел к Ялтинской конференции 1945 года с участием Рузвельта, Черчилля и Сталина, «которые определили планы, что будет с мировым порядком после Великой Отечественной войны».
Тогда на основе Ялтинской конференции появились международные организации — рабочие органы ООН, которые имели очень большое значение. «Миропорядок этот был до 1991 года, – отметил Макаров. – Никто не ожидал, что в 1954 году Хрущев примет решение о передаче Крыма в состав Украины. Но это было в условиях, когда существовал Советский Союз, когда никто не мог предполагать ,что возможен развал великой нашей родины, великого Отечества… Я считаю, что развал СССР был величайшей трагедией в истории человечества, которая полностью поменяла геополитическое пространство, привела к хаосу, войнам, к гибели десятков миллионов людей, десяткам миллионов беженцев, все они идут из середины 80-х годов, когда к власти пришел Горбачев. Тогда много говорили, дорогие ребята, о так называемых человеческих ценностях, о демократии много говорили, но полностью забыли об интересах государства, в котором проживали».
Спикер подчеркнул, что при объединении Германии в 1990 году «обещали, что не будет расширения блока НАТО». «Блок НАТО находится сейчас в Прибалтике, вокруг нашей с вами России, – сказал спикер ЗакСа. – Это право сильного – когда диктуется, как жить другим народам, другим странам. Это прежде всего исходит со стороны наших так называемых западных партнеров. А в 1991 году три мудреца в кавычках, Ельцин, Шушкевич и Кравчук, все, за исключением Ельцина, ныне здравствующие, приняли решение в Беловежской пуще, что Советский Союз не будет существовать. Первый, кому они позвонили, был президент США Джордж Буш».
Тут спикер предупредил школьников, что не знает, что им говорят их учителя, но, по его личному мнению, президент Борис Ельцин сделал «всего две нормальные, хорошие вещи — то, что он ушел в отставку досрочно, и то, что он вместо себя исполняющим обязанности сделал Владимира Путина». При этом Вячеслав Макаров отметил, что «в конце ХХ века Россия находилась на краю гибели». «Россия была отдана на растерзание международным террористическим бандам, и, если бы не взвешенная политика Путина, неизвестно, что было бы с нашей страной», – сказал Макаров.
То, что произошло на Украине в конце 2013-го и начале 2014 года, по словам Макарова, «не поддается никакому анализу», но глава единороссов посоветовал школьникам посмотреть кинофильм «Свадьба в Малиновке», сюжет которого очень напоминает, как отметил спикер, ситуацию с наследниками Степана Бандеры из «Правого сектора». «Бандеровцы использовали 135 способов умерщвления и издевательства над людьми, резали на куски, варили, поджаривали. Даже немецкие войска ужасались», – отметил спикер.
Кроме того, Вячеслав Макаров между делом предсказал скорую разгадку того, как легитимный президент Украины Виктор Янукович оказался на территории Ростовской области. «Пройдет немного времени, и появится в открытой печати эта информация, – пообещал спикер. – И вы узнаете много фактов».
Также председатель петербургских «единороссов» разъяснил подросткам, что военным базам Россия должна противопоставить в первую очередь нравственность. «Говорят «демократия» – а зачем 800 военных баз в 128 странах американцам? – сказал Вячеслав Макаров. – Для чего? И в этих условиях меня никто не убедит… буду приводить слова великих людей, что есть два союзника – армия и флот. Что уважают сильных и мощных. Надо, чтобы Россия была сильной своим нравственным воспитанием, своей сдержанностью и тем колоссальным подъемом, который был присущ всегда в годы тяжелейших испытаний. И Россия должна быть сильна в военном отношении».
Но при этом по поводу событий в Харьковской, Луганской и Донецкой областях, где русскоязычное население хочет воссоединиться с Россией, а из США «приезжают частные военно-охранные структуры, чтобы их усмирить, Макаров предложил положиться на международные институты и ООН. На прямой вопрос школьников, будет ли присоединена Левобережная Украина к России, спикер ответил просто – «сомневаюсь». На вопрос об автомобильной инфраструктуре в Крыму Вячеслав Макаров ответил, что «это наша территория, и мы ее будем обустраивать по всем направлениям народного хозяйства», присовокупив, что идею моста через Керченский пролив еще в середине 90-х годов, «как это ни парадоксально», предложил нынешний вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи, когда «часто бывал с мэром Лужковым в Севастополе».
Но вопросом дня стала проблема крымских абитуриентов — одиннадцатиклассники оценили по достоинству информацию о том, что юные крымчане получат возможность поступать в российские вузы на льготных условиях. И возможно, займут места людей, которые годами готовились к этому поступлению. Спикер поблагодарил за «откровенный вопрос», но ответил уклончиво. «Кого-то волнует, что мы будем кормить Крым, – сказал Макаров. – Никто никого не кормит. Люди рвались десятилетиями в состав России. Сбылась их мечта. Это наше русскоязычное население. Мы всегда приходили на помощь к соседям, когда было тяжело. Последний кусок хлеба отдавали. Мы обязаны сделать так, чтобы система образования у нас была едина, чтобы выпускники могли поступить в наши учебные заведения. Это наш чисто братский долг. От того, что мы оказываем помощь, что-то отдаем, мы сами становимся мощнее, что-то приобретаем. На меня в свое время большое впечатление произвел рассказ про Олега Кошевого, когда он тельняшку, подаренную мамой, подарил другу».
Класс безмолвствовал, но лица выражали недоумение. Без энтузиазма выслушали гимназисты и предложение Вячеслава Макарова всем, вне зависимости от пола, поступать в Военно-космическую академию имени Можайского. «У нас класс другой направленности, все хотят стать экономистами и юристами», – объяснили потом школьники свою реакцию корреспонденту «Фонтанки». А когда Вячеслав Макаров покинул класс, чтобы ответить на вопросы журналистов, его сменила директор гимназии Майя Пильдес. «Вы умные, вы конкурентоспособные, – увещевала она притихших подопечных. – Ну, приедет 4 – 5 выдающихся абитуриентов из Крыма, ну и что, их и раньше столько же приезжало. Потока не будет. Вы поймите, приехать в Петербург и жить здесь — очень дорого, общежитий студенческих не хватает. Они этого просто не потянут».
А Вячеслав Макаров рассказал журналистам, что планирует провести «крымский урок» и в других классах. Урок спикер ЗакСа, кстати, составил сам и ни с кем дополнительно не согласовывал.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»