На месте работающей уже 66 лет Малой Октябрьской (детской) железной дороги в Озерках, согласно утвержденному Смольным проекту планировки территории, появится проспект. Под застройку таунхаусами чиновники отдали и последний сохранившийся в районе зеленый массив площадью в 6 гектаров.
Детскую железную дорогу в Ленинграде построили после войны – открытие восьмикилометрового участка от Старой деревни до Озерков состоялось 27 августа 1948 года. В 1965 году больше половины трассы оказалось в зоне жилищной застройки, хотя поводом для решения укоротить трассу до 3 километров стала страшная катастрофа (на переезде самосвал «Татра» раздавил дрезину – погибли четыре школьника и инструктор). В ходе строительства жилья в 1991 году от детской дороги «отрезали» еще километр. Сейчас в Озерках юные железнодорожники водят один состав по двухкилометровому перегону между станциями Озерная (вблизи Елисеевской улицы) и Юный (на Новоколомяжском проспекте). Большая часть оставшейся трассы буквально петляет между коттеджами и многоэтажными новостройками.
В 2011 году в Санкт-Петербурге была открыта вторая (так называемая «южная») трасса МОЖД – между Купчино и Пушкином. Она имеет длину 10 км, три станции, депо, оснащена современным оборудованием. При этом историческая – «северная» – трасса в Озерках продолжает работать. В перспективе планировалось превратить ее в своеобразный музей – установить семафоры, восстановить электрожезловую систему и даже запустить паровоз.
Призрачный проспект
Проект планировки и межевания территории в Приморском районе, ограниченной улицами Елисеевской, Малой Десятинной, Афанасьевской и проектируемой, правительство Санкт-Петербурга утвердило 25 марта. В этих границах находится большая часть перегона Малой Октябрьской железной дороги (МОЖД), но о ее существовании в официально опубликованном документе нет ни слова. На чертежах, приложенных к подписанному губернатором Георгием Полтавченко постановлению, осью вместо дороги через весь микрорайон проходит Озерковский проспект, на котором предусмотрены даже так называемые карманы для парковки автомобилей.
Если верить топонимическому реестру, то и сейчас Озерковский проспект де-юре существует вместо МОЖД. Тогда как на самом деле указанный проспект – грунтовая дорога длиной около ста метров, проходящая вдоль узкоколейки. Такая же информация размещена и в Региональной геоинформационной системе. Более того, Озерковского проспекта вообще нет в утвержденном городским правительством перечне автомобильных дорог общего пользования.
Кроме того, согласно тем же чертежам, проспект пересекают Елисеевская и Афанасьевская улицы, которые в настоящее время упираются в трассу узкоколейки (на их месте устроены пешеходные переходы через железнодорожные пути). Фактическая ситуация подтверждается и материалами геоинформационной системы, и классификацией автомобильных дорог. В случае сохранения МОЖД встанет вопрос о строительстве переездов или путепроводов, что проектом опять же не предусмотрено. Хотя если верить топонимическому реестру, то Елисеевская и Афанасьевская улицы и сейчас являются непрерывными, причем последняя тянется аж до Репищевской (хотя район давно застроен, и никакой улицы там нет).
Борьба за собственность
Начальник МОЖД Владимир Чиликин - узнал о принятом постановлении правительства от журналиста «Фонтанки». По его словам, юные железнодорожники планируют начать новый сезон в Озерках, и никто «северный» участок закрывать не планирует. «Две недели назад мы были в Смольном, обсуждался вопрос установки на Озерковском проспекте наружного освещения. О закрытии трассы или перепланировке района ничего не слышали», – говорит Владимир Чиликин.
По его словам, земельный участок под станциями и перегоном МОЖД в Озерках находится в собственности ОАО «Российские железные дороги», на что имеются все кадастровые и иные документы. Слова Михаила Матвеева подтверждаются и официальными данными кадастра недвижимости: спорный участок площадью 6 тысяч кв. метров выделен Детской железной дороге.
Молодых тружеников стальных магистралей могут поддержать и местные жители. Ведь согласно утвержденному плану, под малоэтажную застройку будет отдана вся территория восточнее МОЖД (кварталы 1 и 2) площадью 9,5 гектара. Сейчас большую ее часть, согласно кадастровой карте, занимают зеленые насаждения (жилые дома и иные постройки – меньше 1 га). Их вырубка приведет к тому, что исторический район окончательно превратится в «каменные джунгли».
Проект планировки, согласно документам комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), разрабатывала строительная компания Normann, возводящая на месте вырубаемого лесного массива новый жилой комплекс из почти трехсот таунхаусов. В ее пресс-службе утверждают, что детская дорога давно не функционирует, а «ее судьба была решена, еще когда в Купчино запроектировали новую». «С точки зрения администрации, этой дороги уже не существует. Поэтому ее нет на официальном проекте планировки территории. Демонтаж детской дороги ни в коей мере не являлся требованием компании Normann. На наш взгляд, она даже придавала бы определенный шарм окрестностям и дополняла бы транспортную доступность жилого комплекса», – убеждены в строительной компании.
В самом КГА журналисту «Фонтанки» пояснили, что необходимость перебазирования МОЖД из Озерков была определена решением еще Ленсовета в 1987 году. Тогда для обеспечения транспортной доступности жителей планировалось проложить проезды местного значения. «Существующий объект МОЖД в Приморском районе Санкт-Петербурга расположен в границах территории со сложившейся индивидуальной жилой застройкой. Существующая железная дорога не способствует обеспечению безопасности проживающих на прилегающих территориях граждан, что сказывается на уровне их условий жизнедеятельности. При этом отсутствие надлежащего транспортного обеспечения прилегающих к МОЖД кварталов влечет за собой поток многочисленных жалоб в администрацию района с требованием строительства автомобильной дороги», – пояснили в пресс-службе комитета.
В то же время чиновники уточнили, что прокладка проспекта «будет осуществлена после решения имущественных и правовых вопросов с собственником земельных участков МОЖД».
Сами юные железнодорожники обеспокоены ситуацией, так как рабочих мест для всех на «южном» участке может не хватить. Выпускники детской дороги прошлых лет уже призывают организовывать митинги и писать петиции в защиту исторической дороги в Озерках.
"Вообще говоря, почему мы создали другую МОЖД, потому что произошло наступление на собственность детской железной дороги, ее обрезвали, построили отель, доступа прямого нет. Когда мы создавали новую МОЖД, у нас первоначальная идея была: "Вот это и будет новая детская железная дорога". Но поскольку большое количество деток было привязано к старой детской дороге, мы решили, что сохраним и то, и другое. Но город развивается, у него свои потребности. Это не наша инициатива, это инициатива, связанная с устранением того, что было создано еще до нас – заноза сидит у бизнесменов, которые там находятся, и детям неудобно. К этому не надо относиться, как к тому, что злые дяди и тети заставляют делать что-то, что нанесет ущерб детству", – заявил журналистам после недавней конференции в СПБГУ глава РЖД Владимир Якунин.
Справка:
Ежегодно на Малой Октябрьской детской железной дороге организуется работа 47 кружков железнодорожного профиля и 18 кружков других направлений, в которых занимаются 650 школьников 5 – 9-го классов.
Антон Одынец