Конкуренция на рынке жилой недвижимости в Петербурге привела к тому, что застройщики сейчас уделяют внимание любым мелочам. А уж таким важным вопросам, как внешний вид зданий и помещений, – тем более. Среди прочего тут выделяется отделка мест общего пользования, проблема, которая еще лет 10 назад почти не существовала в массовом отечественном строительстве.
Места общего пользования или, как говорят специалисты, МОП в советское время служили одной цели: позволить жильцу попасть к себе в квартиру с наименьшими хлопотами. При этом внимание их дизайну и отделке практически не уделялось. В результате через некоторое время после ввода новостроек заходить в такие парадные было страшно. В буквальном смысле.
Ситуация стала меняться в последние годы. Борьба за покупателя, который становится все придирчивее, привела к тому, что строители стали уделять больше внимания жилой среде своих домов и кварталов вообще. В том числе это сказалось и на повышении качества отделки МОП как важного фактора продаж – она стала играть важную имиджевую роль и влиять на ценообразование.
«Общий тренд строительного рынка – распространение благоустроенной среды обитания на всю территорию жилого комплекса, – говорит Денис Бабаков, коммерческий директор бизнес-единицы «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад». – Опции отделки определяются классом объекта, но, в любом случае, сейчас у ведущих девелоперов Петербурга есть ясное понимание того, что жилая среда – это не только собственная квартира (с отделкой или без), но и отделка МОПов и благоустройство территории ЖК. Такой комплексный подход к осмыслению каждого «пятна» – свершившийся факт и позитивный тренд рынка.
Приведу пример из нашей практики. Мы предлагаем на рынке объекты разных классов – от эконом- до элит – и в каждом объекте сегодня предусмотрено ландшафтное благоустройство, качественная отделка лифтовых и входных зон. Конечно, оно отвечает классу объекта. Например, в отделке МОПов в домах второй очереди «Смольный парк» оправданы мрамор и дорогие породы дерева, витражное остекление, огромные холлы – это ЖК de luxe класса, изюминкой которого стала уникальная даже для элитного сегмента отделка общественных зон».
Для привлечения покупателей застройщики стали экспериментировать с архитектурными решениями входных групп, с цветовыми гаммами в холлах, с материалами отделки и формированием пространства МОП.
«В домах жилого ансамбля «Нью-Тон» места общего пользования будут отделаны в соответствии с оригинальным дизайн-проектом, ярко и не буднично. Предусмотрены просторные кладовые, места для хранения колясок и велосипедов, хорошие пластиковые двери, декоративная штукатурка, износостойкая плитка на полу», – рассказывают в ГК «Ленстройтрест».
«Если говорить о проектах нашей компании, – говорит Сергей Степанов, директор по продажам компании «Строительный трест», – то они сочетают в себе элементы как комфорт-, так и бизнес-класса. На всех объектах мы предусматриваем качественную отделку МОП, гармоничную по своему дизайну, отвечающую современным тенденциям – максимум света, простора, комфорта. Оригинальный дизайн входных групп, привлекательный внешний вид подъездов и лифтовых холлов – одно из конкурентных преимуществ объектов нашей компании. Требования покупателей сегодня растут, и они смотрят не только на метраж или цену квартиры, а стремятся к определенному качеству жизни, которое складывается из множества «мелочей», в том числе, и из того, как выглядит вход в ваш новый дом, лифтовой холл, подъезд».
Многие застройщики добавляют к отделке парадных различные «бонусы»: бесплатный Wi-Fi, автоматы для чистки обуви, малые архитектурные формы. Но нужно учесть, что затраты на это немаленькие, притом что в домах эконом- и частично комфорт-класса основной упор делается на стоимость квартир. И хотя площадь МОП там небольшая – коридор, кабинка для консьержа, складские помещения, но и цена за квадратный метр жилой площади в таких домах невысока, поэтому дополнительных средств на дорогую отделку парадных нет. Хотя некоторые застройщики умудряются включать опционом «бесплатную» качественную и оригинальную отделку помещений – в рамках маркетинговых кампаний и попытки выделиться среди конкурентов.
«Раньше индивидуальность могли себе позволить только проекты классом не ниже сегмента бизнес. Сегодня это уже в прошлом, и каждый дом в отношении становится уникальным. Независимо от класса, будь то масс-маркет или сегмент премиум, для каждого проекта компании Setl City наши специалисты заказывают разработку дизайн-проекта мест общего пользования у дизайнерских и архитектурных бюро, – говорит Олег Пашин, генеральный директор ООО «ЦРП «Петербургская Недвижимость». – Таким образом, одинаковых холлов в наших объектах нет – они все авторские. Не сомневаюсь, что в том числе и в домах класса масс-маркет (включает сегменты комфорт и эконом), жители заслуживают именно такого отношения: комфорт проживания должен быть организован не только в квартире, но и за ее пределами».
По словам Пашина, в Setl City стараются не просто создать красивый холл, но и сделать его оформление, так сказать, «в тему» – в тематике или с символикой, которая соотносится с брендом, с «легендой» жилого комплекса. Например, в ЖК «Токио», который уже сдан и заселен, холл украшает мозаичное панно, где изображен бамбук, который ассоциируется с Японией и, соответственно, с ее столицей. А в проекте More в холлах – стилизация, которая напомнит водную стихию. Холлы ЖК «Атланта-2» украсило панно (фотопечать по закаленному стеклу) с изображением панорамы этого города.
В бизнес- и премиум-сегменте жилья не принято экономить на отделке, так как покупатели квартир в таких домах весьма придирчивы, и для них важно, войдя в парадную, попасть не в отштукатуренный коридор, а в просторный холл с оригинальным интерьером. Мы уже писали о различиях в классе жилья, согласно Единой классификации многоквартирных жилых новостроек, внутренняя отделка общественных зон в жилье бизнес-класса предполагает высококачественные материалы: декоративная штукатурка, керамическая плитка, искусственный камень и т.п. Жильцы «элитки» каждый день будут проходить по холлам с дизайнерской отделкой (естественно, высококачественными материалами).
«Для нашего подхода к помещениям МОП характерно, в частности, то, что мы, как финская компания, уделяем особое внимание аспектам функциональности – с точки зрения и планировочных решений, и дизайн-проектов отделки, – отмечает начальник отдела маркетинга продукта компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Мария Кукса. – Функциональность и строгость применяемых решений, свойственные в целом скандинавскому стилю, в жилых комплексах ЮИТ ДОМ удачно обеспечивают высокую комфортность нашего продукта для клиентов.
Например, можно особо отметить, что при осуществлении капитального ремонта трех исторических зданий на Смольном проспекте (в рамках масштабного проекта создания элитного жилого комплекса «Смольный проспект») был разработан выдержанный в едином стиле дизайн парадных лестниц и холлов во всех домах. В отделке мест общего пользования ряд элементов выполняется в историческом стиле, на основе сохранившихся подлинных фрагментов исторических интерьеров, а также документальных материалов. При отделке парадных лестниц, вестибюлей, перил используется чугунное литье с дубовыми поручнями, входные двери в парадные подъезды будут выполнены из массива дуба. А для строящихся корпусов комплекса «Смольный проспект» дизайн-проект отделки МОПов разработан бюро знаменитого испанского архитектора Рикардо Бофилла, которым выполнена архитектурная концепция и проект всего комплекса».
По статистике, отделка МОП не входит в топ требований при выборе новостройки (по традиции на первых местах – цена и удаленность от метро), однако компании начинают отмечать повышенный интерес покупателей: при нынешней конкуренции и сопоставимых ценах значимыми становятся даже цвет плитки на полу, уровень освещенности холлов, цветное остекление и дизайн входных групп.
Елена Иванова,
"Фонтанка.ру"