Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 17 марта 2014 20:30      287

Ford сдает петербургский Детройт конкурентам

Первой жертвой сужения потребительского авторынка в России стал автозавод Ford Sollers во Всеволожске. В отрасли говорят, что предприятие будет приостановлено и на нем проведут ряд мер по снижению убыточности. Главной причиной стала усилившаяся без особого спроса конкуренция с другими производителями и потеря компанией доли рынка. Ситуацию усугубляет ослабление рубля, удорожающее импорт комплектующих из Европы. Эксперты считают, что неблагоприятно складывающиеся факторы обязательно приведут к пересмотру производственных планов еще кого-то из производителей.

О планах представительства Ford в России корреспонденту "Фонтанки.ру" рассказал собеседник в автомобилестроительной отрасли Петербурга. Причиной, по версии собеседника, послужило серьезное падение курса рубля по отношению к евро и доллару.

«За последние пару недель ситуация на валютном рынке резко и безвозвратно изменилась, из-за чего планы ряда автопроизводителей придется корректировать. Страдают в первую очередь компании, поставляющие автокомплектующие с европейских заводов.

Относительный рост евро ведет к удорожанию импортируемых запасных частей», – объясняет собеседник в отрасли. По его словам, изменение экономических условий заставляет руководство автопроизводителей пересматривать планы производства буквально на ходу. В частности, сценарий приостановки завода Ford Sollers на период с 11 апреля до 9 июня, проанонсированный рядом СМИ, уже устарел. Руководство компании предпримет меры для сохранения рентабельности работы, но о конкретных решениях можно будет говорить лишь после того, как валютный курс рубля стабилизируется на каком-либо уровне.

В отделе по связям с общественностью Ford Sollers ограничиваются размытой формулировкой о том, что ослабление рубля оказывает «дополнительное» негативное влияние на развитие бизнеса компании. При этом представители концерна заверяют, что сворачивать свой бизнес в России полностью не собираются. Приостановку работы завода в компании официально не подтверждают, но и не опровергают.

Таким же комментарием ограничился председатель Первичной профсоюзной организации Ford во Всеволожске Александр Кашицын. «От руководства завода нет официальной информации о приостановке, поэтому я не могу ее ни подтвердить, ни опровергнуть», – сказал он.

Судя по официальной статистике комитета производителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), определяющим фактором в приостановке завода все же стали не только колебания валют. За февраль 2014 года продажи Ford Focus в России упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 30% (1495 автомобилей), составив всего 3416 единиц техники по сравнению с 4911 проданными год назад автомобилями. Показатель за январь-февраль этого года выглядит еще более удручающим: за два месяца продажи модели упали почти наполовину (41%). После 9295 автомобилей в январе-феврале прошлого года в этом году удалось продать лишь 5443 машины.

Остальные предприятия петербургского автопрома также показали снижение продаж, но не в таких объемах. Завод GM в Шушарах заявлял о приостановке производства на период с 24 февраля до 28 марта. Данные АЕБ свидетельствует: за февраль 2014 года Opel Astra, собираемый на заводе GM, показал снижение объемов продаж на 5% (159 автомобилей), упав до 3071 машины. Продажи Chevrolet Cruze снизились на 5% (193 автомобиля), составив 3542 единицы. На автозаводе MAN не смогли предоставить оперативный комментарий, предложив перезвонить в четверг.

На заводе «Хендай» заявили, что в ближайшее время корректировать планы выпуска автомобилей не собираются. В отделе связей с общественностью сказали, что завод продолжит работать на полную мощность, выпуская по 20 тыс. автомобилей в месяц.

«Дело не только в колебаниях на валютном рынке, но и в уменьшении общего спроса на автомобили, который наблюдается с прошлого года. «Хендай» находится в более выигрышном положении по отношению к конкурентам из-за того, что две выпускаемые на петербургском  заводе модели Hyundai Solaris и Kia Rio относятся к бюджетному сегменту рынка», – объясняет начальник отдела связей с общественностью компании Мария Мальцева.

Данные АЕБ подтверждают, что продажи Hyundai Solaris в России в январе 2014 года действительно выросли и составили 6947 автомобилей. В феврале продажи модели на территории РФ составили 8660 автомобилей. Вопреки негативным тенденциям на потребительском рынке показатель превышает результат февраля прошлого года на 3% (235 проданных автомобилей). Спрос на вторую собираемую заводом в Петербурге модель – Kiа Rio, правда, роста не показал. В январе 2014 года было продано 5324 автомобиля; в феврале – 5874. При этом по сравнению с продажами Kia Rio в феврале 2013 года платежеспособный спрос упал на 13% (894 автомобиля).

Стоит отметить, что Hyundai Solaris не единственная модель, продемонстрировавшая рост продаж в этом году. Собираемая в Петербурге Toyota Camry продемонстрировала в феврале рост в 9%, ее продажи увеличились на 235 единиц – до 2870 автомобилей.

Учитывая эти цифры, эксперты считают приостановку завода во Всеволожске более чем реальной. Гендиректор аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин уверен – главной причиной корректировки производственных планов Ford в России стали низкие объемы продаж продукции автомобилей компании – по сути, сейчас происходит затоваривание складов новыми автомобилями.

«Колебания валют, безусловно, влияют на политику производителей, но все заводы работают в одинаковых рыночных условиях, и на данный момент ни один завод не объявил о столь масштабном пересмотре планов. Объемы продаж говорят о причинах корректировки гораздо больше», – объяснил эксперт.

По его словам, производимые на базе всеволожского завода модели в условиях сужающегося рынка просто проигрывают конкуренцию более дешевым моделям. «В 2006-2007 годах "Форд" был абсолютным лидером российского рынка. Но это лидерство происходило в условиях низкой конкуренции и голодного рынка. Сегодня в стране построены заводы других производителей, предлагающих более вкусные цены и льготные программы», – считает глава аналитического агентства. Впрочем, с такими колебаниями на валютном рынке и постоянно сужающимся спросом неудивительно будет вскоре узнать о приостановке других производителей региона, уверен Михаил Чаплыгин.

Герман Костринский, "Фонтанка.ру"