Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 04 марта 2014 15:40      352

Проживет ли Петербург без Украины

«Вводить войска на Украину пока нет необходимости, однако «возможность такая есть» – об этом на срочно собранном днем 4 марта пресс-брифинге сообщил президент Владимир Путин. Начало войны с Украиной неизбежно приведет к сворачиванию торговых связей между нашими странами. Как выяснила «Фонтанка», в 2013 году объем импорта с Украины в Петербург составил 615 млн долларов, экспорта – 672 млн рублей. Для городских производителей – это капля в море.

В 2013 году на страны СНГ пришлось лишь 6,1% всего петербургского экспорта, что составляет 1,16 млрд долларов в денежном эквиваленте. При этом, по данным Северо-Западного таможенного управления, из всех стран Содружества больше всего городские предприятия поставляли свою продукцию именно на Украину: в предыдущем году общим объем экспорта в нее составил 3,5% (672 млн долларов). Для сравнения: в Нидерланды было поставлено товаров на сумму в 2 млрд долларов (10,6%), в Финляндию – на 1,7 млрд (9,2%), в Чехию – на 1,4 млрд (7,6%), в Германию – на 1,4 млрд (7,4%). Общий объем экспорта в денежном выражении составил 19 млрд рублей.

Согласно статистике таможенного управления, на Украину предприятия, зарегистрированные в Петербурге, поставляют в основном минеральное топливо и автомобили. К минеральному топливу государство относит природные ресурсы, которые добывают компании, зарегистрированные в нашем городе, но по факту работающие в других регионах. Что касается автомобилей, то, как рассказали в аналитическом агентстве «Auto-Dealer-СПб», в 2013 году петербургский завод Hyundai поставил на Украину около 10,7 тысячи автомобилей марки Hyundai Solaris и KIA Rio. Всего все предприятия автокластера произвели в 2013 году почти 393 тысячи авто, то есть к наши соседям ушло около 3%.

Кроме того, небольшие объемы заказов с украинскими компаниями есть у наших машиностроительных заводов. Так, ОАО «Звезда» продает в эту страну дизельные двигатели на общую сумму в 100 млн рублей в год, рассказал «Фонтанке» генеральный директор предприятия Павел Плавник. В 2012 году «Силовые машины» заключили контракт с украинской компанией «ДТЭК Востокэнерго» на модернизацию турбин энергоблоков № 11 и 15 Луганской ТЭС. Реализация проекта началась в конце 2012 года.

Теперь об импорте. В 2013 году петербургские компании ввезли с Украины продукции на общую сумму в 615 млн рублей, что составляет 1,8% в удельной доле всего импорта. При этом из Китая мы ввозим продукции на 7,2 млрд (20,7%), из Германии – на 3 млрд (8,8%), из Южной Кореи – на 2,1 млрд (6,2%), из Финляндии – на 1,8 млрд (5,2%), из США – на 1,3 млрд (3,9%). Общий объем импорта в 2013 году составил 34,9 млрд долларов.

В основном с Украины в Петербург идут комплектующие для оборудования, которое используют предприятия металлургической и машиностроительной промышленности. В частности, запчасти у нашего южного соседа приобретает завод вертолетных двигателей «Климов»: по информации собеседника «Фонтанки» в Смольном, речь идет о контрактах на несколько миллиардов рублей в год. Отметим, что завод «Климов» был построен для того, чтобы отечественное вертолетостроение перестало зависеть от поставок двигателей с Украины, однако комплектующие по-прежнему идут из этой страны.

По словам собеседника «Фонтанки» в городской администрации, в случае введения ограничений на торговлю между Россией и Украиной предприятиям придется покупать комплектующие у отечественных производителей. «Мы уже просчитывали такую возможность, проблем с замещением не будет. Другой вопрос, что наша продукция чуть дороже, в том числе за счет более дорогостоящей рабочей силы», – говорит источник, близкий к аппарату профильного вице-губернатора Игоря Голикова.

Отметим, что несколько контрактов с украинскими предприятиями есть и у Смольного. Так, 3 эскалатора для станции метро «Пушкинская», где в конце 2013 года начался капитальный ремонт, поставил Крюковский вагоностроительный завод из Кременчуга, стоимость контракта с комитетом по транспорту составила 181 млн рублей. Однако все детали подъемников уже поступили заказчику, и исполнение этого тендера вряд ли будет сорвано. Проблемы могут возникнуть у компании «ТрансМашГрупп», которая в начале 2014 года выиграла конкурс на поставку 4 трамваев со 100% уровнем низкого пола за 300 млн рублей.

Дело в том, что «ТрансМашГрупп» намерен поставить Петербургу составы производства львовского завода «Электротранс» и немецкой компании TransTecVetschau. Как рассказали «Фонтанке» в «ТрансМашГрупп», украинская сторона должна произвести примерно 25% от одного состава, в том числе – кузова. Согласно условиям контракта, первый вагон нужно поставить до 1 июля, второй – до 1 августа, еще два – до 1 сентября. Впрочем, в самой компании говорят, что в случае введения ограничений украинскую часть трамваев можно будет ввозить через Германию.

Наконец, наш южный сосед поставляет в Петербург и продовольственные товары: мясо – 0,03% в общей структуре импорта с Украины, молочная продукция, яйца птиц, мед – 0,05%, овощи – 0,06%, макароны, крупы – 0,02%. Однако, как отмечают в профильном комитете по развитию предпринимательства, их доля в общей структуре потребления горожан невелика, поэтому «оперативного замещения импортируемых товаров с Украины не потребуется в случае введения каких-либо ограничений».

Таким образом, сходятся эксперты, возможный разрыв экономических отношений с Украиной на Петербурге практически не скажется.

Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»