Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 10 февраля 2014 18:21      400

Плата за тепло скачет как хочет

Петербургские жилищники и энергетики в очередной раз опровергли все законы природы. В распоряжении «Фонтанки» оказались отчеты жилкомсервисов по показаниям общедомовых счетчиков тепла за январь. По многим адресам потребление в январе меньше, чем в декабре. Хотя первый месяц 2014 года был холоднее почти на 8 градусов и все должно быть наоборот. Все это в очередной раз вызывает вопрос о том, не платим ли мы по абсолютно выдуманным и липовым данным.

Все управляющие компании города уже сняли показания общедомовых приборов учета и направили их в ГУП «ВЦКП» для печати квитанций. «Фонтанка» внимательно изучила эти отчеты и обнаружила весьма любопытную тенденцию: по многим домам потребление оказалось меньше, чем в декабре.

Так, в последнем месяце 2013 года узел учета дома площадью 3800 кв. м по Ланскому шоссе показал, что на обогрев пошло 125 Гкал/час. В январе потребление снизилось на 25 Гкал/час. В доме № 1 по улице Матроса Железняка в декабре на отопление было потрачено 134 Гкал/час, в январе – 98. Аналогичная ситуация на Омской, 10 (декабрь – 136, январь – 116), Дибуновской, 37 (833 в декабре и 828 в январе), Приморскому проспекту, 25 (62 в декабре и 38 в январе), Торжковской, 6 (197 в декабре и 171 в январе). Все дома находятся в зоне теплоснабжения государственного энергетического предприятия «ТЭК  Санкт-Петербурга».

При этом одновременно по многим зданиям, наоборот, идет рост потребления. Так, жильцы дома на Богатырском, 52/1, якобы использовали на 120 Гкал в час больше (декабрь – 820 Гкал/час, январь – 942 Гкал/час). Двойной рост потребления зафиксирован и в доме № 4 по Ланскому шоссе (43 Гкал/час и 89 Гкал/час).


Аналогичная ситуация наблюдается и в зоне теплоснабжения другой крупной энергетической компании города – ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга». Так, в доме по улице Глинки, 1/100, в январе потребление уменьшилось на 30 Гкал (декабрь – 166, январь – 138 Гкал), в доме по Большой Подьяческой, 1/3, – на 10 Гкал (78 против 89), в переулке Пирогова, 8, – на 15 Гкал/час (109 против 122). При этом по другим адресам, наоборот, наблюдается рост. Например, в доме на Кирочной, 17, в январе, согласно показаниям приборов учета, было подано 312 Гкал/час, тогда как в декабре – 226. На Пестеля, 11, рост составил почти 100 Гкал – с 262 до 366, на Пестеля, 14, – чуть меньше 100 (с 238 до 331).


Формально уменьшения показаний быть не могло, так как январь был существенно холоднее декабря. Как рассказал «Фонтанке» главный синоптик Петербурга Александр Колесов, средняя температура декабря составила плюс 0,9°C, а мороз держался всего лишь несколько дней. Средняя температура января составила минус 7°C, причем в некоторые дни показатели вообще были близки к аномальным. Таким образом, разница между декабрем и январем составила почти 8 градусов. Правда, нужно отметить: показания сдаются 25-го числа текущего месяца, то есть в плату за январь попадают пять теплых дней декабря и выпадают пять холодных дней самого января.


Подобные противоречия между показаниями термометра и счетчиками тепла возникают не в первый раз. Так, в январе 2013 года счетчики по значительному числу домов зафиксировали рост потребления по сравнению с декабрем, хотя январь был теплее. Следующий скандал случился уже этой зимой: недавно петербуржцы массово жаловались на рост платы за отопление за декабрь по сравнению с ноябрем, хотя последний не сильно отличался по температуре наружного воздуха. Так, в доме по Английскому проспекту, 31, рост составил около 180 Гкал/час (500 против 321), в доме № 43 – свыше 400 (641 против 224).


В таких ситуациях энергетики и жилищники взаимно обвиняют друг друга в несоблюдении условий договора о теплоснабжении. Поставщики говорят: мы отвечаем за подачу горячей воды до входа в дом, внутренние сети находятся в ведении управляющих компаний. При этом, как говорят представители энергетических компаний, регулировать температуру теплоносителя можно лишь плавно, в течение трех дней: при более резком изменении будут происходить аварии на трубопроводах.


Формально регулировать температуру можно еще на входе в дом – с помощью специальных клапанов. Однако крупные государственные жилкомсервисы, в ведении которых находится по несколько сотен домов, не обладают таким штатом сантехников, чтобы обойти все здания и оперативно менять температуру теплоносителя. Понимая это, в Смольном осенью разработали дополнительное соглашение к договору между ресурсоснабжающими и управляющими организациями. Согласно ему, в случае превышения температурного графика жилищники вправе потребовать снижения платы за отопление за те дни, когда в дом поступала слишком горячая вода (так называемый «штраф за перетоп»). «Фонтанка» 23 января отправила в жилищный комитет запрос, попросив сообщить, сколько раз энергетики были оштрафованы за перетоп этой зимой. Однако ответ не получен до сих пор.


Специалисты  говорят, что есть еще одна причина, из-за которой показания счетчиков могут не соответствовать погоде. Управляющие компании по требованию властей могут искусственно занизить показания при сдаче их в ГУП «ВЦКП» для дальнейшей печати квитанций. Именно так произошло в марте 2013 года, когда Смольный потребовал снизить плату за отопление на 10%, чтобы не вызвать гнева граждан. При этом то, что граждане не доплатили в марте, было выставлено к оплате в последующие месяцы, а также осенью 2013 года.


Правда, собеседники «Фонтанки» в районных администрациях говорят, что сейчас Смольный не давал команды искусственно занижать платеж. Хотя жилкомсервисы, видя рост показаний в январе, могли пойти на этот шаг, чтобы не вызвать гнев начальства и граждан от роста квартплаты. Наконец, иногда жилищники не успевают вовремя подать данные и в итоге отстают от календаря: в декабре жители платят за октябрь, а не за ноябрь, в январе – за ноябрь, а не декабрь и т. д.


Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»