Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 04 февраля 2014 19:33      314

Оптимистическая трагедия "Дождя"

Телеканал, который планировал через год стать прибыльным и начать "отбивать инвестиции", вместо этого через неделю может окончательно уйти в Интернет. С коммерческой точки зрения это можно считать его закрытием. Есть надежда, что операторы, отключившие вещание, одумаются, но для этого "Дождь" должен продемонстрировать деятельное раскаяние и образцово-показательное поведение. На пресс-конференции, которая может стать последним крупным эфирным событием на телеканале, владельцы Optimistic Channel показали, с каким оптимизмом они смотрят в невесёлое, судя по сегодняшним событиям, будущее.

Перспективу "Дождя" до сих пор по-разному оценивали оптимисты и пессимисты. Оптимисты верили, что свободную прессу на недельку-другую придушат, она осознает свои ошибки, потом за хорошее поведение кулак на тонкой шейке заменят на ошейник с поводком, но телеканалу уже и это покажется за счастье. Пессимисты считали, что ни с поводком, ни с ошейником, даже строгим, "Дождь" видеть не хотят, поэтому душить будут до победного.

Напомним, что в канун 70-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады ведущие исторической программы "Дилетант" в прямом эфире задали вопрос, не стоило ли сдать город ради спасения его жителей. В той же формулировке, без редактуры, вопрос перекочевал в Твиттер, где его увидела уже не только аудитория "Дождя".

- Ошибка была в формулировке вопроса, - в который уже раз говорила коллегам-журналистам на пресс-конференции, созванной 4 февраля, генеральный директор "Дождя" Наталья Синдеева. - Вторая ошибка лежит на редакторе соцсетей, который мог бы переформулировать вопрос. Но так как все происходит очень быстро, он мог не успеть. Мы быстро исправили ошибку, вопрос был снят за 12 минут, а после этого мы извинились.

Вопрос про блокаду одни называют дурацким, другие - больным и правильным. В конце концов, благодаря ему началась такая дискуссия, выплыло столько страниц из истории войны, что за эту неделю многие узнали о блокаде Ленинграда больше, чем за все годы зубрёжки по учебникам. Но этот вопрос, по мнению Синдеевой, дал козырь тем, кто считал канал "слишком независимым".

Никто не душил свободу слова по указке сверху. Никто не натравливал на канал надзорные ведомства. Никто не выносил неправосудных решений. Канал просто лишили аудитории. Поначалу многие операторы колебались, то включали вещание, то снова отключали. Потом все дружно поняли, что возмущены всё-таки до крайности. В Москве поняли раньше, чем в глубинке. Кое-кто из операторов в регионах признавался, что им звонили из местных администраций и уточняли, насколько правильно они всё поняли. В итоге канал оказался перед угрозой закрытия. Платная годовая подписка, которую зрители могут оформить на сайте "Дождя" за тысячу рублей, не покроет даже малой части затрат на производство новостей.

Через неделю после начала "атаки на "Дождь", как это назвали журналисты, у канала оставался один проводник - спутниковый "Триколор". Это был единственный оператор, который не платил "Дождю" за возможность передавать его контент, а которому, наоборот, сам "Дождь" платил за вещание. Он обеспечивал каналу 65 процентов аудитории. И даже после отключений у других операторов благодаря "Триколору" вещание "Дождя" сохранялось в 10 миллионах домов, поэтому с ним одним канал мог выстоять.

В понедельник, 3 февраля, руководство "Триколора" заявило, что эта неделя сотрудничества - последняя. С 10-го числа "Дождь" фактически станет интернет-телевидением. На этом в 6-летней истории канала можно будет ставить точку. Без работы останутся три сотни журналистов. После этого "Дождь" позвал коллег-журналистов на пресс-конференцию.

- Если "Триколор" отключит нас, фактически - это гибель телеканала, - признала Наталья Синдеева. - Рекламные бюджеты не придут к нам, если не будет достаточной аудитории. Жить будет не на что.

Люди "Дождя"

Телеканал "Дождь" существует с 2008 года, а телевещание ведёт с 2010-го. Под лозунгом "Optimistic Channel" он объявил себя информационным каналом для тех, кто "неравнодушен, но перестал доверять телевидению". Редакция и журналисты постоянно подчёркивали, что у них не оппозиционный канал, они просто транслируют то, что есть. И транслировали напрямую митинги протеста и прочие майданы, а в декабре прошлого года сняли дачи крупных единороссов.

Поскольку финансовые возможности канала были изначально ограничены, рассказала на пресс-конференции Наталья Синдеева, за те 6 лет, что существует "Дождь", журналистам пришлось "учиться работать недорого" - за себя и за операторов. На места событий они часто выезжали "с маленькой камерой или айпедом". Поначалу канал постоянно критиковали "за использование интернет-технологий в телевидении".

- Мы учились вместе с нашим зрителем, мы совершали ошибки и учились на них, - говорила Синдеева. - Сейчас к нам ездят на обучение журналисты и продюсеры других телеканалов.

Журналисты учились, продолжала она, аудитория "росла во всех средах" и становилась лояльна.

- И вот в какой-то момент ты понимаешь, что у тебя хотят всё это забрать, - у Натальи Синдеевой дрогнул голос. - Тебя отключает один оператор, другой оператор, ещё чуть-чуть - и надо всё это дело закрывать… Но мы этого делать не будем.

Конечно, добавила она, ошибок в эфире молодого телевидения было не избежать.

- Да, иногда бывают ляпы и эфир не так профессионален, как на BBC, - присоединился к теме инвестор канала Александр Винокуров (они с Синдеевой супруги). - Возможно, молодость - наша главная проблема.

Сразу после появления новостей о блокаде "Дождя" его поддержали зрители, которым отключили вещание: платная подписка на сайте выросла вдвое. Правда, точные цифры руководство канала предпочло оставить в тайне.

По словам Натальи Синдеевой, очень достойно повели себя в этой ситуации рекламодатели "Дождя".

- Одни предлагают уходить в Интернет и с готовностью предлагают размещаться здесь, - рассказала гендиректор. - Другие чуть притормаживают проекты, но не выводят деньги из телеканала. Мы очень благодарны нашим партнерам за доверие.

Ни один из журналистов, работающих на канале, не подал заявление об уходе.

- Мы сейчас затянули пояса, хотя нам, казалось, уже некуда затягивать, - призналась Синдеева. - Плюс ко мне подходят мои сотрудники, которые предлагают оптимизировать расходы.

Канал разрабатывает приложения для Smart TV и Apple TV и ищет другие возможности вещания. Две вещи, по словам Синдеевой, исключены: изменение редакционной политики и полное исчезновение "Дождя".

- Мы продолжаем делать свою работу, и делаем ее качественно, объективно, честно, нам нечего менять, - заявила Синдеева. - Мы не рассматриваем возможности закрытия, мы не закроем канал, он будет работать.

Бизнес "Дождя"

До недавних пор вещание телеканала, по словам Александра Винокурова, строилось на двух типах договоров: это договор связи и лицензионный. По первому сети обязуются транслировать сигнал. По второму кабельные операторы покупают у канала право транслировать его программы. Так строится работа платных новостных каналов на Западе, там кабельные сети заинтересованы в получении телеканалов и платят им за контент. По такому же пути, по словам Винокурова, шёл "Дождь".

Именно для того, чтобы кабельные операторы, заплатившие за контент, получили как можно больше зрителей, осенью прошлого года канал сделал просмотр прямого эфира в Интернете платным.

- Мы хотели увести зрителей из Интернета в телевизор, - объяснил Винокуров. - Все так и было, пока не случилась эта попытка нас закрыть.

Плата операторов за контент "Дождя" составляла порядка 20 процентов его выручки, а 80 процентов - это был доход от рекламы. По части прибыли в 2014 году канал ещё оставался в минусе, но уже в 2015-м, по словам Винокурова, должен был начать "отбивать инвестиции", а потом и выйти в плюс.

Сейчас "Дождь" отключили 23 оператора. После того как к "блокаде" присоединится "Триколор", транслировать канал продолжат, по словам инвестора, 252 компании. Но все вместе они обеспечивают не больше 15 процентов аудитории - около 2 миллионов домохозяйств из тех 17,5 миллиона, что были ещё неделю назад. Отключение от домашних телевизоров лишает канал главной составляющей дохода - рекламной. Без рекламы телевидения, уверен Винокуров, не бывает.

Судиться с операторами "Дождь" пока не собирается. Потому что каналу в конечном счёте нужны не те 100 тысяч неустойки, которые он сможет выбить в судах через год, а "долгая дружба с операторами".

- У нас нет претензий к операторам, мы всё понимаем, - сказал Винокуров. - Мы уверены, что в будущем нас ждёт прекрасное сотрудничество.

За час до пресс-конференции, рассказал Винокуров, "Дождь" предложил кабельным операторам, которые согласятся восстановить вещание, не платить до конца 2014 года за контент.

- Мы готовы отказаться от доходов от дистрибуции, чтобы не потерять доход от рекламы, - объяснил Винокуров. - Нам очень важно остаться телевидением, без сетей мы не сможем остаться телевидением.

Пока неизвестно, насколько сильно заинтересовало кабельных операторов это предложение. Во время пресс-конференции выяснилось, что один из крупнейших, "Ростелеком", готов подумать о возвращении "Дождя". Правда, условием он ставит отнюдь не бесплатный контент канала. А правильное поведение его сотрудников. "Если "Дождь" восстановит свою репутацию", - процитировал представителя "Ростелекома" журналист Тихон Дзядко.

Как именно "Дождь" будет "восстанавливать репутацию" в глазах "Ростелекома" и других - неизвестно.

- Честно - не знаю, - признался Винокуров. - И пока не понимаю, что имеется в виду.

Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"