В Россию возвращается очередная группа наемных бойцов из Сирии. Торжественной встречи не будет, и о них не скажут на открывшейся накануне конференции по Сирии в Женеве. Сторонники Башара Асада по контракту и их работодатели избегают рекламы, помня об уголовной статье за наемничество и об арестованных командирах «Славянского корпуса».
"Призываем всех участников конференции сделать все, чтобы помочь правительству Сирии и оппозиции объединить усилия с целью искоренения терроризма», - обратился министр иностранных дел России Сергей Лавров к участникам международной конференции по урегулированию ситуации в Сирии, открывшейся 22 января.
Желающие помочь Башару Асаду искоренить терроризм (за умеренную плату) появились в России до этого призыва. Осенью 2013 года стало известно, что подразделение численностью две с половиной сотни бойцов повоевало под вывеской частной охранной организации Slavonic Corps. В начале ноября, однако, все бойцы корпуса были возвращены в Россию, а руководители предприятия оказались в СИЗО по обвинению в наемничестве.
По следам «Славянского корпуса»
Как стало известно «Фонтанке», «Славянский корпус» был не одинок. В октябре 2013 года ещё около 40-50 россиян, в том числе, несколько петербуржцев, отправились обеспечивать охрану важных объектов под Дамаском. Биографии земляков укладывались в образ «солдата удачи». Кто-то прошел службу в знаменитой среди специалистов войсковой части подводных диверсантов 51212, которая некоторое время после эвакуации из Баку дислоцировалась в Приозерске. Кто-то успел послужить в ОМОНе, а затем ушел искать счастья на вольные хлеба. Первоначальное предположение, что речь может идти о втором эшелоне «Славянского корпуса», не подтвердилось. Укомплектованный российским персоналом отряд действовал параллельно с группой, возглавлявшейся Вадимом Гусевым.
Сейчас два отделения из состава этих сил, а это 22 человека, окольными путями, через Балканские страны, возвращаются на родину. Как и в случае со «Славянским корпусом», охранники едут домой до истечения срока контракта, так как сумма взаимных претензий россиян и сирийцев превысила критическую массу.
По нашей информации, задачей военных специалистов из России была охрана военных складов неподалеку от Дамаска. Контракт заключался на полгода, сумма ежемесячного вознаграждения составляла около 2 тысяч долларов. В начале января часть бойцов была отправлена домой. Причиной, как рассказали «Фонтанке» осведомленные собеседники, послужило обоюдное недовольство сторон: россияне не были удовлетворены финансовой составляющей, а сирийцев не устраивало неумеренное с позиции ислама употребление горячительных напитков. Вопрос о возможном участии в выполнении иных задач и участии в боестолкновениях сочли слишком интимным, и он остался без ответа. Путь через страны Южной Европы обусловлен памятью о судьбе воинов «Славкорпа», встреченных на взлетной полосе Домодедово спецназом ФСБ.
На войну по объявлению
«Фонтанка» не могла не поинтересоваться тем, кто вербует петербуржцев на войну. Если система персональных приглашений может помочь сформировать компактную группу, то комплектация относительно крупного подразделения требует рекламы и пиара. Получив намек, набрали в поисковой строке «ВКонтакте» «ЧВК — идет набор» и попали по адресу.
Группа появилась за день до возвращения «Славянского корпуса» в Москву и содержала такое предложение (здесь и далее орфография и пунктуация оригинала. - Прим. ред.):
«На сегодня есть два варианта контракта на два года.
1 — охрана гос. объекта — 200/мес.
2 — имеющим опыт 2000/выход
- 5 мес/2 мес/ работа/отпуск
- возраст от 25 до 55
- полный пансион, снаряжение + страховка (20 т/100т ам-их у.е.)
- оформление — 3-х сторонний контракт
- место-восток
- трени- в планах
с вас — военник, загранник, славянская внешность и желание (опыт приветствуется)».
Выйдя на связь, корреспондент со славянской внешностью узнал, что все ещё проще, чем написано. Заготовленная легенда про богатое военное прошлое не понадобилась. Собственно говоря, собеседник вообще не поинтересовался опытом военной службы, ограничившись предложением выслать копии общегражданского и заграничного паспортов. После получения сканов, поделился мобильным телефоном.
В разговоре вербовщик, представившийся Петром, подтвердил, что да, готовится группа в Сирию, задача — охрана складов, по желанию за дополнительные деньги — сопровождение автомобильных конвоев. Охрана — до двух тысяч долларов в месяц, боевые — тысяча за выход. На вопрос о сроках прозвучало уверенное: «Будьте готовы, очередную группу отправляем через два-три дня».
По просьбе выслали договор, который потенциальному контрактнику предстояло подписать с кадровым агентством Zeitplus Consultancy Services Limited.
Ознакомившись со статьей 359 УК России, устанавливающей ответственность за наемничество, соискателю предлагалось подписать документ следующего содержания.
РАСПИСКА
Я, имярек, добровольно и без принуждения, выражая свою гражданскую позицию, принял решение направиться в Сирийскую Арабскую Республику для оказания посильной гуманитарной помощи дружественному России народу Сирии и правительству Сирии. Я прошу моего работодателя, Правительство России и Сирии оказать содействие в реализации моего стремления и готов выполнять широкий спектр работ по обеспечению безопасности жизни граждан России в Сирии и граждан Сирии, а так же граждан и имущества третьих стран — друзей, экономических и политических партнеров Сирийской Арабской Республики.
Я собираюсь обратиться к официальным властям Сирийской Арабской Республики для привлечения меня в качестве добровольца, и использования моего опыта и знаний для поддержки законного правительства Сирии после включения в личный состав Вооруженных сил. В своих действиях я руководствуюсь собственными суждениями, военного обучения у нанимателя, работодателя и на территории Сирийской Арабской Республики — не проходил, финансового и иного материального обеспечения не получаю.
Я предупрежден о том, что до получения гражданства и вида на жительство в Сирийской Арабской республике никоим образом не могу принимать участие в боевых действиях, исключение составляет угроза моей жизни и здоровью, готовность оказывать содействие силам правопорядка Сирии либо включение меня в состав Вооруженных сил Сирийской арабской республики.
До этого в вооруженном конфликте на территории Сирии принимать участие не собираюсь, и использовать военную форму сторон, участвующих в вооруженном конфликте не планирую.
Можно предположить, что, по мнению авторов сего документа, он волшебным образом должен избавить «добровольца» и его нанимателя от уголовной ответственности. Несмотря на то, что в тексте контракта, вразрез с фразой «финансового и иного материального обеспечения не получаю», упоминается и «заработная плата», и «должностной оклад», и обязанность работодателя обеспечивать «оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами». Отдельный повод для скепсиса у людей сведущих вызвала предполагаемая возможность моментально получить вид на жительство или гражданство.
Отправки на гражданскую войну корреспондент не дождался. Петр, который в ноябре говорил о том, что выезд должен состояться со дня на день, взял тайм-аут на месяц: «Из-за истории со «Славянским корпусом» отправка групп приостановлена. Вы же не хотите, чтобы у вас были такие же проблемы с оплатой?». В это время, по словам обратившихся в «кадровое агентство» ранее, в одном из общежитий Москвы очередная группа, уже получившая по 1700 долларов подъемных, ждала команды на вылет. Не дождалась. Пришлось ли возвращать деньги, «Фонтанка» не знает.
После Нового года очередная отсрочка: «Крайний срок — 22 января». Отметив про себя, что эта дата — день начала работы конференции, корреспондент перезвонил в назначенное время. Опять отсрочка: «Сегодня нет информации, главного нет, ничего не могу сказать».
Президент
Обратились к главному. В кипрском реестре генеральным директором Zeitplus Consultancy Services Limited числится недоступный грек, но в присланных документах в качестве руководителя указан россиянин - президент компании Игорь Борисович Толстошеин.
Человек с такими фамилией, именем и отчеством в России нашелся один.
Московский общественный деятель, президент ассоциации военно-тактических игр, один из организаторов масштабной военно-тактической игры «Заря» Игорь Толстошеин всегда открыто выражал свою позицию по вопросу сирийского конфликта. «Сирия - это Республиканская Испания в годы гражданской войны. Россия поддерживает республиканское правительство, а те кто поддерживают пятую колонну - фашисты. Об этом - надо говорить», - подчеркивал он, подписывая петицию в адрес Сергея Лаврова, призывающую «остановить эскалацию военных приготовлений НАТО против Сирийской Республики».
Не скрывал он своего мнения и в разговоре с корреспондентом «Фонтанки». «Я, конечно, против мятежников, и я за добровольцев, - объяснил он журналисту, - но у меня нет сведений об организованной отправке волонтеров в Сирию. Есть несколько организаций, которые хотят оказать помощь правительству Сирии, и есть добровольцы, которые хотели бы туда попасть. Это нормально. В том, что русские специалисты могли бы высвободить для боевых действий сирийских военных, которые охраняют сейчас важные объекты, есть логика. Но Сирия после истории со «Славянским корпусом» не принимает у себя добровольцев. Я бывал в Сирии, но россиян, охраняющих склады, я ни разу не встречал».
Что касается компании Zeitplus Consultancy Services Limited, то, как говорит Игорь Толстошеин, он принимал участие в организации этой фирмы, но давно ничего не знает о её деятельности, и не в курсе, как используется его имя: «Фирма была зарегистрирована на Кипре для найма специалистов на работу в Ливане. Я принимал участие в создании данной конторы, но контракт, обещанный ливанской стороной, сорвался, и с конца сентября я не имею отношения к деятельности этой компании. В настоящее время я пытаюсь организовать поездку в Дамаск делегации из 15 человек, в составе которой студенты, а также несколько ветеранов — героев Советского Союза. Это чисто гуманитарная миссия, не имеющая ничего общего с военными добровольцами».
Прояснить вопрос о руководстве у Петра, который вел переговоры от имени фирмы, тоже не получилось. Услышав, что с ним говорит журналист, мужчина, который десять минут назад договаривался о контракте, заявил, что не понимает, о чем разговор: «Да, меня зовут Петр, но это мой личный телефон, я не понимаю, о чем вы говорите, это ошибка, я не имею никакого отношения к каким-то кадровым агентствам и к Сирии». И перестал брать трубку.
Через несколько минут страница «ЧВК — идет набор» «ВКонтакте» была удалена.
Кадры решают
Пока её не удалили, в группу, где записывались желающие рискнуть жизнью за одну-две тысячи у.е. в месяц, записалось более сотни человек. Насколько можно судить по страницам кандидатов, многие из них не имели не то что военного опыта, но и элементарной военной подготовки. И все же «кипрское кадровое агентство» готово был отправить под Дамаск любого, от 25 до 50 лет.
Ещё интереснее, что среди потенциальных военнослужащих-добровольцев сирийской армии были замечены вполне взрослые и опытные люди, уже посетившие этой осенью Сирию в составе «Славянского корпуса» и удачно вернувшиеся.
Сколько стоит доброволец
«Фонтанка» публикует для сведения энтузиастов условия, на которых гражданам России предлагают принять участие в борьбе «братского сирийского народа». Предлагая помнить о том, что договор с неким кипрским посредником вряд ли поможет в случае судебных разбирательств. Как не помогают бойцам Slavonic Corps контракты с гонконгской пустышкой.
Условия возможного заключения трудового договора по охране объекта.
1.Наниматель – кадровое агентство (Кипр) действующее по поручению Работодателя.
2.Работодатель – частное охранное предприятие (Ливан).
3.Задача группы: охрана баз снабжения и продовольствия.
4.Место расположения – Дамаск.
5.Заработная плата – от 2 до 4 тысяч долларов США (в зависимости от образования, класса, должности, звания, выслуги, продолжительности заключенного контракта, особых навыков, знания языков).
6.Метод перечисления – ежемесячно, на банковскую карту (Кипр).
7.Ответственный за перечисление – командир группы/отделения.
8.Страхование здоровья – до 20 тысяч долларов США.
9.Страхование жизни - 40 тысяч долларов США.
10.Продолжительность контракта – 24 месяца (2 года)
11.Минимальный срок контракта – 1 месяц. *
12.Отпуск – 2 месяца.
13.Компенсация переезда – Москва – Дамаск, Дамаск – Москва. Обратный билет с открытой датой. Компенсация билетов во время отпуска – не производится.
14.Компенсация проживания: да. На территории охраняемой базы.
15.Компенсация питания: Да. Военная столовая и военные рационы во время выходов с территории.
16.Вид на жительство: оформляется по приезде.
17.Дополнительные условия – оплата боевых выходов – 1 тыс. долл. США за выход. Продолжительность выхода – до 3 суток. Типовая задача боевого выхода – доставка продовольствия и медикаментов на базу/доставка продовольствия и медикаментов по месту нахождения.
*п.11:
Минимальный срок контракта (пробный контракт) и досрочное расторжение контракта: включает в себя перелет, проверку заявленных качеств Работника, проживание, питание, работу в течении 30 дней. При этом все вышеперечисленные затраты вычитаются из заработной платы. После всех вычетов, при 1 месяце работы Работник получает на руки 20% базовой оплаты. При этом вычеты не распространяются на боевые выходы. Каждый последующий из 5 месяцев – дополнительно 20 процентов. При разрыве контракта через 5 месяцев после подписания работник получает на руки 100% ежемесячного оклада за 5 месяцев.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»