Аннулирование лицензии «Ливиза» на выпуске водки никак не отразится. Как выяснила «Фонтанка», заводы основанного Александром Сабадашем ликеро-водочного предприятия, расположенные в Красном Селе и Всеволожске, работают под началом других юридических лиц. У них надзорный орган лицензии отзывать не планирует. Более того, они выданы до 2016-2018 годов.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 18 декабря аннулировал лицензию серии Б 097958 на производство, хранение и поставку водки и ликеро-водочных изделий, выданную ЗАО «Ливиз» 24 июня 2011 года. Поводом послужили претензии Росалкогольрегулирования в том, что уставной капитал компании не достигает 80 млн рублей — минимального порога для производителей водки, установленный в пункте 2.2 статьи 11 Закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…». По данным бухгалтерской отчетности, уставной капитал ЗАО «Ливиз» с 2007 по 2012 год не менялся и составлял 50,4 млн рублей.
Как сообщил «Фонтанке» осведомленный источник, отзыв лицензии у ЗАО «Ливиз» никак не отразится на производстве водки, которое ведется на двух площадках под Петербургом — в Красном Селе на Нагорной улице и в промзоне «Кирпичный завод» во Всеволожске. Дело в том, что фактически выпуском водки занимаются две другие компании с одинаковым названием — ООО «Ливиз», которые зарегистрированы на территории каждого из двух предприятий. Само ЗАО «Ливиз» находится в стадии конкурсного производства и водку не выпускает с 31 декабря 2011 года. «Это для вас, журналистов, отзыв лицензии как красная тряпка, на самом деле это вещь, даже не заслуживающая внимания», — отметил собеседник.
На вопрос «Фонтанки» о том, отразится ли аннулирование лицензии на выпуске водки, гендиректор красносельского ООО «Ливиз» Валерий Советов и глава всеволожского «Ливиза» Павел Басистый ответили единогласно — не отразится. От дальнейших комментариев руководители компаний отказались. Бывший гендиректор ЗАО «Ливиз» Юрий Никулин передал через секретаря, что воздержится от общения с журналистом. До конкурсного управляющего ЗАО «Ливиз» Сергея Попова дозвониться не удалось.
Как пояснили в Росалкогольрегулировании, аннулирование лицензии является реакцией надзорного органа на нарушение компанией федерального закона, и то, занимается ли она фактически выпуском водки, в рамках отзыва лицензии значения не имеет. Как следует из государственного сводного реестра лицензий Росалкогольрегулирования, срок действия разрешения на выпуск водки и ликеро-водочных напитков красносельского «Ливиза» (уставной капитал 108,2 млн рублей) истекает 8 июня 2016 года, а всеволожского (капитал 400 млн рублей) — 28 апреля 2018 года.
ООО «Ливиз» в Красном Селе, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит американской компании «Макси дистрибьюшн, инк» (бывшим владельцем было ЗАО «Ливиз»). ООО «Ливиз» во Всеволожске — кипрской фирме «Стреатор лимитед» (бывший владелец — красносельское ООО «Ливиз»). Принято считать, что конечным владельцем обеих компаний является основатель «Ливиза» Александр Сабадаш. По крайней мере, один из руководителей компании сообщил, что оба предприятия «входят в одну группу компаний "Ливиз"».
Как сообщили в петербургском представительстве «Ливиза» (оно также имеет офисы в Москве), сейчас заводы компании выпускают водку под товарными знаками «Дипломат», «Наша водка», «Санкт-Петербург», «Шамбала» и «Водка № 1». В последние годы «Ливиз» пытался через суд добиться права использовать товарные знаки «Русский стандарт», которым сейчас владеет ООО «Русский стандарт водка», и «Гжелка», которую выпускала московская торгово-промышленная группа «Кристалл» бывшего главы ФГУП «Росспиртпром» Сергея Зивенко. Однако эти попытки не увенчались успехом.
В Петербурге водка «Ливиза» продается сегодня в торговых сетях и специализированном магазине на ул. Седова, 26. Небольшая сеть рюмочных, которая существовала в 2000-х годах, более не существует. Наибольшей популярностью пользовалась рюмочная на улице Белинского, где помимо местных завсегдатаев проводили вечера студенты и преподаватели расположенного на Моховой улице музыкального училища имени Мусоргского (теперь колледжа). Там же снимали один из юмористических сюжетов телепередачи «Городок», который был посвящен Дню трезвости и главными героями которого были колоритные посетители.
Объемы производства «Ливиза» не раскрываются. В сентябре 2011 года ЗАО «Ливиз» объявил о планах по выходу из предбанкротного состояния и о запуске ранее остановленного производства на Синопской набережной. Тогда же водка уже выпускалась как минимум на одной площадке в Красном Селе. Самому же ЗАО «Ливиз» тогда продлили лицензию и продали 500 тыс. акцизных марок. Участники рынка прогнозировали, что для вхождения в первую десятку российских производителей «Ливизу» предстоит ежегодно выпускать 3 млн декалитров водки (30 000 000 литров). В результате компания выпустила 500 тыс. бутылок водки и производство прекратила.
Основным кредитором «Ливиза» с суммой требований 395 млн рублей до 2011 года была Федеральная налоговая служба. В середине 2011 года долг выкупило ООО «Норфолк», занимавшееся оптовой торговлей и бывшее единственным распространителем продукции «Ливиза». Таким образом, «Норфолк» стал основным кредитором «Ливиза». Эта компания принадлежит кипрской фирме «Крусадер сервисиз лимитед», зарегистрировано, как и одно из ООО «Ливиз», в промзоне «Кирпичный завод» и, как считается, подконтрольно Александру Сабадашу.
В декабре 2012 года «Ливиз» был признан банкротом. Однако в апреле 2013 года компании удалось договориться с кредиторами и заключить с ними мировое соглашение. Его условия были невероятными: при общей задолженности 811,5 млн рублей и балансовой стоимости активов 226,7 млн рублей кредиторы согласились на скидку размером 97,4%, а оставшиеся 2,6% согласились получить в рассрочку в течение девяти месяцев.
Крупнейшими кредиторами «Ливиза» сейчас является «Норфолк» (395 млн рублей) и «Русский стандарт водка» (почти 160 млн рублей). Однако в сентябре 2013 года один из мелких кредиторов, коллекторское агентство «Охранное предприятие «ЧИВ», сумма требований которого составляет 3 млн рублей (долг оно выкупило у ООО «Мира»), добился отмены мирового соглашения, возобновления дела о банкротстве и открытия конкурсного производства, которое и продолжается до сих пор.
Как говорит юрист компании «Качкин и партнеры» Александра Улезко, закон не запрещает вести деятельность компании, признанной банкротом. «Есть немало компаний, которые функционируют в процедурах банкротства», — говорит она.
С учетом того, что производственную деятельность «Ливиза» ведут не связанные с процедурой банкротства компании, проблем у него возникнуть не должно. Точно так же банкротятся и работают другие компании. Деятельность ЗАО «Балтийский завод», которое находится в стадии банкротства, теперь ведет ООО «Балтийский завод — судостроение». А вместо ОАО «Ленинградский электромеханический завод» выпуском счетчиков электроэнергии занимается ЗАО «ЛЭМЗ».
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»
© Фонтанка.Ру