Председатель СК, спустя три года после создания ведомства, подготовил для подчиненных пошаговую антикоррупционную инструкцию. Ведомственный приказ определяет действия следователей, в случае если им предложат взятку или совершить служебный подлог, или злоупотребить полномочиями. Они обязаны “сдать” искусителя. Также сотрудники вправе “настучать” на сослуживца, которому не хватит моральных сил отказаться от делового предложения.
В среду, 11 декабря, на общественную антикоррупционную экспертизу поступил ведомственный приказ председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина о борьбе с мздоимством. Называется он витиевато: “О порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего Следственного комитета Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений”. Под нанимателем (работодателем) понимается руководство.
Приказ пошагово инструктирует следователя, которого ввели в искушение. Он не допускает равнодушия. Судя по документу, представитель СК не имеет права просто отказаться от взятки. Он обязан о ней письменно сообщить. Процедуру уведомления вышестоящего руководства строго регламентировали. Принципиальный сотрудник СК оформляет рапорт с указанием своих ФИО и должности. Сообщает все известные сведения об искусителе - фамилия, имя, отчество, должность. Перечисляет виды предполагаемых действий (бездействие), к которым сотрудника склоняют, - злоупотребление должностными полномочиями или их превышение, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки или ее дача, служебный подлог и даже нецелевое расходование бюджетных средств.
Также следователь должен подробно изложить время, дату, место склонения к правонарушению и метод. Варианты предлагаются следующие - подкуп, угроза, обещание, обман, насилие и прочее. Обязательным пунктом в рапорте значится обстоятельство склонения - телефонный разговор, почтовое отправление, личная встреча.
Вероятность оговора приказ исключает. Следователь в рапорте подтверждает, что он знает об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос.
Приказ требует от сотрудника СК не думать и не размышлять. Рапорт, как указано в инструкции, следует составить сразу после факта склонения. Отпуск для следователя - не повод медлить. “Служащий обязан уведомить о вышеназванных фактах любым доступным средством связи и незамедлительно по прибытии к месту прохождения службы составить и передать рапорт в письменной форме”, - значится в документе.
Приказ подчеркивает, что уведомление о склонении к коррупции - должностная и служебная обязанность сотрудника СК, невыполнение которой влечет ответственность.
Следователь, который, возможно, возьмет время на размышление и сразу не подаст рапорт, рискует получить удар в спину от коллег. Бумага, подписанная Бастрыкиным, дает право сотрудникам СК “стучать” на сослуживцев.
Предусматривает глава ведомства и ответственность за волокиту. Рапорт должны регистрировать в журнале регистрации уведомлений о коррупционных предложениях в день подачи. За прием рапортов и ведение журнала отвечают подразделения собственной безопасности СК, а также руководители следственных управлений и районных отделов. Они же несут ответственность за конфиденциальность сведений. Впрочем, каким образом ее сохранить, приказ не детализирует. В теории любую информацию о коррупционном предложении должны реализовать в уголовное дело.
Для минимизации рисков "журнал регистрации уведомлений об обращениях в целях склонения госслужащего к коррупционному правонарушению" заполнять следует шариковой ручкой с пастой черного или синего цвета без сокращений. Исправления не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются так, чтобы ранее написанный текст четко читался.
Контроль за исполнением ведомственного приказа Александр Бастрыкин оставил за собой. Он же лично изучит рапорты от сотрудников центрального аппарата СК, руководителей подразделений и их замов.
В СК приказ составили по типовому образцу, принятому на федеральном уровне. С учетом того, что правоохранительное ведомство как самостоятельная структура действует с 15 января 2011 года, с документом опоздали почти на три года. Порядок уведомления о коррупционных соблазнах действует во многих госучреждениях, сотрудники которых гораздо дальше от мздоимства, чем следователи. Например, Федеральное архивное агентство и Роструд издали аналогичные приказы в декабре 2009 года, Роспечать - в апреле 2010-го. МЧС подоспело к июлю 2010-го, а в 2011-м инструкцию своим сотрудникам утвердили Роскомнадзор и Росприроднадзор.
Антикоррупционная экспертиза приказа СК продлится до 20 декабря.
Адвокат Дмитрий Динзе, в 2000-х годах работавший следователем, считает, что приказом коррупцию не победить: “Брать меньше не станут, с нынешним-то правосознанием. Практика уведомления руководства давняя. Мы писали рапорт на имя руководителя, если явно предлагали деньги. Подключали оперативников, задерживали взяткодателей. Раньше, правда, следователям не грозили ответственностью за молчание. Каждый для себя решал, сообщать о деловом предложении или проигнорировать. Возможно, этот приказ - начало дисциплинарной практики СК по избавлению от неугодных сотрудников. Профессионалам, считаю, не будет дела и времени до рапортов. Они почитают, посмеются и продолжат работу. Но то, что “стучать” на них будут, - вполне допускаю. Хотя это из области охоты на ведьм, а не борьбы за чистоту рядов”.
Руководитель следственного отдела одного из районов Петербурга пояснил корреспонденту “Фонтанки”: “Новый приказ четче регламентирует нормы, которые и так прописывались в ведомственных документах, но внятной инструкции не было. К моим следователям обращаются заинтересованные лица. Стараемся каждую информацию реализовать, возбудить дело и передать в суд. Но я не уверен, что мне докладывают обо всех поступающих предложениях”.
Адвокат Александр Афанасьев искренне посочувствовал председателю СК: “Наверное, Александр Иванович (Бастрыкин. - Прим.ред.) пошел на этот приказ не от хорошей жизни. Думаю, 75 процентов следователей, положа руку на сердце, признаются, что им предлагали вознаграждение. Хочет навести порядок, встряхнуть подчиненных, чтобы не закрывали глаза на коррупционные проявления, - так воспринимаю этот документ. Даст ли он результаты? Думаю, нет. В России жизнь нужно менять, а организационно-дисциплинарные мероприятия очень быстро забываются. Пример из 1962 года. Молодой председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев издал указ о борьбе с сорняками. Он предусматривал штраф для хозяев подворий. Но сомневаюсь, что кого-то привлекли к ответственности. Потому что это хоть и хорошая идея, но абсурдная, она противоречила общему потоку жизни. Так и сейчас - наших граждан несет на волне повсеместной дачи взятки, потому что многие вопросы решаются за деньги”.
Александр Ермаков, "Фонтанка.ру"
© Фонтанка.Ру