МВД решило возродить советскую систему контроля за «пропиской» граждан. Уже со следующей недели участковые обязаны будут проводить контрольные мероприятия по выявлению россиян, проживающих без регистрации, а также налагать на таких «гостей» и хозяев квартир административные штрафы. Однако юристы сомневаются в легитимности таких проверок: право на неприкосновенность жилища гарантировано Конституцией России.
Административный регламент, подписанный министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым и главой Федеральной миграционной службы (ФМС) Константином Ромодановским, вступает в силу с 10 декабря. В многостраничном документе детально прописаны все процедуры принятия решения о проведении проверок, подготовки таких мероприятий, составления акта и так далее. Но главный и самый спорный вопрос, как полицейские должны выявлять незаконных жильцов, – не урегулирован.
У вас все дома – тогда мы идем к вам
Внеплановые проверки соблюдения правил регистрации по месту жительства или месту пребывания (по старинке именуемых постоянной и временной пропиской соответственно) могут проводиться на основании материалов, полученных полицией или ФМС от других государственных органов, общественных объединений, а также «сообщения и заявления физических и юридических лиц», публикации средств массовой информации. Руководитель территориального подразделения МВД России или его заместитель обязан в недельный срок со дня поступления «указывающих на наличие события административного правонарушения» данных принять решение о начале контрольного мероприятия. Еще пять рабочих дней выделяется на его подготовку, в том числе сбор информации.
Административный регламент подробно описывает вступительную часть проверки: инспектор полиции, выехав по «подозреваемому» адресу, должен предъявить распоряжение (его копия вручается под роспись) и свое служебное удостоверение, а также ознакомить проверяемого с его правами и обязанностями. После такой «прелюдии» инспектор должен провести непосредственно «проверку соблюдения правил регистрации», в том числе с использованием фото- и видеоаппаратуры. «В случае выявления ... административного правонарушения, на каждого правонарушителя составляется протокол», – констатируется в регламенте.
Вот только как будет проводиться сама проверка – остается загадкой. В документе прописано, что инспекторы вправе требовать от «подозреваемых» документы, удостоверяющие их личность и подтверждающие законность нахождения в месте проверки, а также иные документы и сведения в сфере регистрационного учета (то есть, например, свидетельство о регистрации по месту пребывания). В случае неисполнения устного требования о представлении материалов сотрудники обязаны оформить письменный запрос. «За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудников, а равно воспрепятствование исполнению сотрудниками их служебных обязанностей предусмотрена ответственность», – напоминается в регламенте.
Также регламент предусматривает, что проверка соблюдения правил регистрации в жилом секторе «осуществляется участковыми уполномоченными полиции в рамках профилактического обхода закрепленных административных участков».
Мой дом – моя крепость
О том, что полицейские вправе переступать порог квартир, – в административном регламенте нет ни слова. Тогда как среди основополагающих документов, которыми должны руководствоваться проверяющие, значится Конституция Российской Федерации, статья 25 которой указывает на неприкосновенность жилища. «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения», – гласит главный закон страны (примечательно, что спорная инструкция МВД вступает в силу аккурат к двадцатилетию со дня его принятия).
«По закону, полиция вправе входить в жилые помещения без согласия их собственника, только имея судебное решение, а также для пресечения преступления или задержания подозреваемого в преступных деяниях. Очевидно, что возможное нарушение правил «прописки» не разрешает представителям органов внутренних дел проникать в квартиры против воли владельцев, а сами жильцы могут не пускать полицейских», – убежден партнер юридической компании Pen&Paper Виктор Гутов.
В то же время он полагает, что участковые могут пойти на разные хитрости. Например, в утренние часы поджидать выходящих из квартиры или в вечерние – возвращающихся с работы. «В этом случае «гость» обязан будет предъявить паспорт и ответить на вопросы о соблюдении правил регистрации. Отказ может расцениваться как неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Не исключено, что участковый вспомнит «советскую практику» – отключить электричество в квартире и ловить выходящих на лестницу постояльцев», – полагает Виктор Гутов.
Но даже если полицейским удастся войти в квартиру или иным образом зафиксировать факт нахождения в ней «чужака», последствия сего опять же непонятны. Ведь по закону нарушением является именно проживание – хозяевам жилья не воспрещается приглашать гостей (в том числе на ночь) и оставлять их одних. Кроме того, для наложения штрафа полицейским нужно доказать, что «чужак» непрерывно проживал в квартире не одну или две ночи и даже не неделю. «Обязанность зарегистрироваться по месту пребывания возникает у лица только в том случае, когда оно останавливается более чем на 90 дней, – говорит Ксения Малмыгина из адвокатского бюро «S&K Вертикаль». – Следовательно, для россиян, приехавших в Санкт-Петербург даже на два месяца, регистрация не является обязательной, а ее отсутствие не влечет привлечения к административной ответственности». Схожего мнения придерживается и старший юрист компании Rightmark group Евгения Станиславская.
Соседи – лучшие друзья
Несмотря на все противоречия, у рейдов по выявлению жильцов «без прописки» может оказаться больше сторонников, чем противников. Среди потенциальных «информаторов» полиции особенно отмечаются организации, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, а основанием для начала проверки могут быть составленные управляющими организациями акты о количестве временно проживающих в жилом помещении граждан.
Составление таких актов предусмотрено поправками в утвержденные правительством России Правила предоставления коммунальных услуг, вступившими в силу еще в июне. Они делегируют управляющим и иным жилищным организациям (ТСЖ, ЖСК и тому подобное) право составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в не оборудованном счетчиками воды жилом помещении. При отказе владельца квартиры подписать сей документ, его должны заверить не меньше двух соседей и председатель «домкома» (совета многоквартирного дома или ТСЖ). Составленный акт в трехдневный срок предписано направлять в органы внутренних дел и миграционное ведомство.
Легитимность составленного «коммунальщиками» документа и показания соседей вызывают не меньше сомнений, чем и проверки, проводимые участковыми. «Полиция вправе официально потребовать от собственника объяснений о проживающих в его квартире гражданах, вот только опровергнуть отрицательный ответ будет очень сложно. Конечно, полицейский может составить протокол на основании показаний соседей, руководства ТСЖ, ЖСК или иной организации ЖКХ, которые видели «часто приходящих гостей», но сомневаюсь, что это будет весомым доказательством факта проживания незарегистрированных граждан (гость может вечером уйти и так далее)», – убежден Виктор Гутов.
Стоит отметить, что у соседей есть вполне резонный экономический интерес и «стучать» на приютивших «гостей» владельцев квартир, и подписывать акт (причем независимо от соответствия его содержания действительности). Ведь в зависимости от количества потребителей рассчитывается объем используемой ими воды, вычитаемый из распределяемого между всеми жильцами так называемого общедомового потребления.
Антон Одынец,
«Фонтанка.ру»
© Фонтанка.Ру